Объявляя в сентябре 2008 года набор на EMBA, декан «Сколково» Вилфрид Ванхонакер рассказал о плане приема — 60 человек. Уже тогда многие сомневались, что наберется столько желающих поступить в молодую школу, да еще и выложить за учебу 90 тыс. евро (это одна из самых дорогих EMBA в мире).
И правда, в конце января за парту сели лишь 26 руководителей. В результате вместо 5,4 млн. евро школа получит лишь 2,34 млн. евро, так что заработать на программе вряд ли удастся — выручка не покрывает издержки. «Мы пока и не ставили цели окупить программу, поскольку это стартап,— признает директор EMBA «Сколково» Светлана Ракутина.— Теоретически можно было взять всех, кто подал заявку. Но нам важнее качество слушателей, а не их количество».
По словам Ракутиной, несмотря на то что набор пришелся на начало кризиса и было всего два месяца на прием заявок, документы подали больше 60 человек. «В какой-то момент была тишина, казалось, что люди вообще не придут,— вспоминает она,— но потом поток пошел по нарастающей». Однако далеко не все абитуриенты смогли выдержать вступительные испытания — экзамен по английскому языку и логико-математический тест, глубинное интервью, а также собеседование с партнерами—учредителями школы (среди них — Рубен Варданян из «Тройки Диалог», Рустам Тарико из «Русского стандарта» и другие). Среди поступивших оказалось примерно поровну собственников бизнеса и менеджеров.
Андрей Волков, ректор Московской школы управления «Сколково»: школа еще строится, но мы уже объявили набор студентов на программу MBA с полным циклом, которая начнется в сентябре 2009-го. Короткие обучающие программы закрытого и открытого типа, так называемые программы Executive Education, мы ведем уже два года. На мой взгляд, для бизнес-образования кризис станет хорошим временем. Причем в большей степени это можно отнести к долгосрочным образовательным программам. Рабочая оценка — удвоение спроса на программы MBA. То же самое происходит в западных бизнес-школах: рост именно в этом сегменте очень значительный.
В сегменте коротких программ уже сейчас можно констатировать некоторый спад: компании перестают платить за корпоративные курсы повышения квалификации сотрудников. Рост происходит в том сегменте, где люди сами инвестируют в себя. Мы отчетливо видим, как в условиях кризиса все больше задумываются не о временном «апгрейде», но о серьезном дооснащении себя как специалистов. В этой связи мы тоже, конечно, меняем фокус наших программ. Если совсем недавно был хороший спрос, например, на программы по искусству переговоров, то сейчас — на разработку стратегий (короткие и длинные программы).
Хотя «Сколково» не бизнес-проект (акционеры создавали компанию как некоммерческую организацию), тем не менее у нас серьезный стимул быть успешной компанией. Мировой рынок преподавательского труда сложился, и цены на качественное преподавание падать не собираются, а мы должны гарантировать качество образования на лучшем мировом уровне.
Практически все они оплачивают учебу самостоятельно. Это, кстати, еще один показатель спада в экономике — в хорошие времена за обучение на EMBA чаще платят работодатели.
Впрочем, у «Сколково» есть возможность жестко отбирать студентов — в прошлом году она получила у Сбербанка кредит $245 млн. на десять лет.
Раннее по теме:
:: Еxecutive MBA в «Сколково» будет стоить всего ?90000
:: Школа олигархов
:: Получить степень МВА мирового уровня можно будет и в России
:: Путин основал школу для миллионеров на земле Абрамовича