Мировой финансовый кризис не отразился на внутренней жизни школ. Как и во все времена, на учебу уходит 50–60% времени, остальное – бурная «социализация» и усиленный «саморекрутинг».
В отличие от россиян – выпускников 10–15-летней давности нынешние студенты особо не страдают. Помогает уже сложившаяся в России рыночная экономика и знание английского языка. «В Гарварде сложно учиться тем, кто полностью поменял род деятельности, пришел из социальной, гуманитарной или технической сферы. При существующей системе обучения, теорию приходится изучать самостоятельно. В моем случае достаточно прочесть кейс накануне занятия и сделать несложные вычисления, – говорит Анастасия Зотова, ранее окончившая экономфак СПбГУ и London School of Economics. – Много времени отводится для работы в группах. Иногда в общежитие возвращаемся очень поздно».
В IEBS около 50 клубов по интересам. И хотя бы один из них каждый день устраивает мероприятие. «Стараюсь посещать, но выборочно. Годичная программа обучения чрезвычайно насыщенная. Нужно читать по 50–100 страниц материала на английском языке. Без подготовки трудно участвовать в обсуждении кейсов, за что начисляются баллы. Это может влиять на оценку в целом, – комментирует студентка школы Полина Курбашкина. – В итоге все переводится в десятибалльную систему. И если два семестра подряд студент набирает меньше пяти баллов, то его отчисляют из школы. В прошлом году у магистров были прецеденты».
Из-за кризиса у студентов изменилось отношение к поиску работы. Раньше хорошая вакансия для выпускника была чем-то самим собой разумеющимся. Теперь и ведущие компании не гарантируют трудоустройства. Анастасию Зотову интересуют энергетика, консалтинг и финансы. Последние два направления, к которым раньше студенты присматривались уже на втором курсе, почти недоступны: компании прекратили набор персонала. К тому же массовые сокращения позволяют работодателям выбирать между покупкой опытного сотрудника и ставкой на амбициозного выпускника. Недавнему студенту будет сложно найти работу с привычным доходом в $100–150 тыс. в год. Хотя еще летом во время практики за 2–2,5 месяца многие заработали $16–25 тыс.
Студенты считают, что 2008-й – худший год для выпуска за последние 10 лет. Лучшая доля ждет тех, кто только поступил в школу и сможет переждать рыночные катаклизмы в ее стенах. Америка – неудачное место для поиска работы. А наиболее перспективны Швейцария и ОАЭ: в этих странах квалифицированным мастерам бизнес-администрирования все еще предлагают высокое вознаграждение.
Вопрос поиска работы для многих студентов тем насущнее, чем большую сумму они взяли в долг для оплаты обучения. Западные банки обычно дают сумму, рекомендованную школой. Она покрывает не только учебу, но и расходы на проживание.
Подробнее