Среди различных форм бизнес-образования программы Executive MBA являются сегодня самыми дорогими и престижными

  • Post category:Новости

В зависимости от школы или ВУЗа, данный вид образования в России предполагает разную степень элитарности и нестандартности методик. Об особенностях российских Executive MBA рассказывают специалисты.

В настоящее время, российский рынок бизнес-образования является достаточно молодым, незрелым и находится в активной стадии формирования. «Именно незрелость рынка обуславливает тот разброс цен, который мы сейчас наблюдаем. Стоимость программ ЕМВА в России варьируется от 10 тысяч до 90 тысяч условных единиц. По мере развития рынка цены будут выравниваться, выживут лишь лучшие школы и программы. Прогнозируя, можно сказать, что в будущем на рынке останутся качественные программы хорошего уровня, стоимость которых будет составлять около 30-50 тысяч условных единиц, а также более дорогие эксклюзивные программы», — рассказывает Светлана Ракутина, директор программы ЕМВА Московской школы управления СКОЛКОВО. Вопреки распространенному мнению о том, что слушателем ЕМВА может стать любой желающий, в большинстве школ предусмотрен достаточно жесткий конкурс. «Понятно, что раз речь идет о получении дополнительного образования, то поступить на ЕМВА могут только люди с дипломами вузов. Однако это не простая формальность — дело в том, что человеку со средним специальным образованием практически нереально осилить все дисциплины этой бизнес-программы. Кроме того, на программу ЕМВА имеет смысл принимать тех, у кого есть опыт руководящей работы не менее пяти лет», — объясняет Наталья Евтихиева, директор Международной Школы бизнеса Финакадемия. На Executive МВА должны учиться слушатели в возрасте не младше 28 лет. «Такое ограничение разумно, поскольку до этого возраста у менеджеров редко наступает профессиональная зрелость. Еще не накоплен тот опыт, который может быть интересен сокурсникам для обмена. Хорошо было бы, чтобы на ЕМВА приходили слушатели с опытом управления компаниями не менее 500 человек. В таких компаниях возникают процессы, достойные рассмотрения на занятиях ЕМВА. В небольших организациях руководителю для управления достаточно личной харизмы и интуитивных решений. Чаще всего он вполне может обойтись без того, что обсуждается в дискуссиях на уровне ЕМВА», — считает Андрей Теслинов, научный консультант Международного института менеджмента «ЛИНК».

Чем лучше школа, чем выше ее статус, чем более высокую планку ставят ее преподаватели, тем выше и уровень участников программы ЕМВА. «В процедуру отбора могу быть также включены и тесты на знание английского языка, и логико-математические тесты, а также глубинное интервью. Последнее позволяет увидеть, насколько ценности слушателей и школы совпадают. Совпадение ценностей — очень важный момент и для школы, и для самих слушателей — ведь только в этом случае участник программы получит то, что он действительно хочет. Поступив в бизнес-школу, студент из нее уже не уходит — выпускники образуют свое сообщество, участвуют в той или иной степени в жизни школы», — рассказывают в СКОЛКОВО.

Государственный стандарт, который предполагает соблюдение определенных правил, на программу ЕМВА существует лишь отчасти. К примеру, в программе должно быть не менее 1 тысячи академических часов, должны присутствовать некоторые базовые дисциплины, преподаватели должны иметь подтвержденный академический статус и т.д. Соблюдение этих правил обязательно, но оно не приводит к тому, что программы ЕМВА становятся «шаблонными». Все это нужно лишь для того, чтобы по окончании занятий слушатели имели право получать диплом о дополнительном образовании. У каждой школы есть возможность выбора, каждая самостоятельно решает, на чем делать акцент в обучении, какую профессуру привлекать. «Можно сказать, что это штучная программа, спрос на которую растет не менее чем в полтора раза ежегодно. Интерес к данной программе проявляют топ-менеджеры российских компаний, которые стремятся упорядочить свои знания. Именно из их опыта и знаний (с добавлением дополнительных умений и навыков) преподаватели ЕМВА формируют системное мышление», — поясняет Наталья Евтихиева.