Пермь. Торговые сети жалуются на нехватку специалистов со средним образованием

  • Post category:Новости

Пермские сети серьезно озабочены проблемой нехватки специалистов со средним образованием в сфере торговли. Эксперты рынка отмечают, что сегодня магазины испытывают серьезную нехватку кассиров, операторов зала, супервайзеров. Решить проблему собственными силами ритейлерам пока не удается. По словам генерального директора компании «Кама Ритейл» Сергея Нагибина, в среднем в магазинах «Пятерочка» штат укомплектован на 70 %. Аналогичным образом, по мнению специалистов, обстоит дело и в других пермских сетях. Несмотря на то, что количество сотрудников в магазинах мелкой розницы в десятки раз меньше штата крупных магазинов, владельцы также подтверждают, что и их также коснулась эта проблема.
«Первый и самый важный фактор, сдерживающий развитие розницы, — персонал», — отмечает Сергей Нагибин. Это мнение разделяет исполнительный директор НП «Альянс» (г. Екатеринбург) Алексей Подоляко. Эксперт отмечает, что дефицит работников массовых профессий, затрагивающий большинство предприятий Урала, «серьезно сдерживает развитие потребительского рынка, ведет к перегреву рынка персонала и формирует иждивенческие настроения у работников».

Как сообщает
Пермская деловая газета Business Class, н
ехватка специалистов в торговле сопровождается большой текучестью кадров, которую, по словам директора управляющей компании «ЭКС» Светланы Кузьмич, порождает рост конкуренции на рынке. По словам руководителя отдела рекрутмента кадрового агентства AVANTA Personnel Анастасии Залесовой, стаж сотрудников, не занимающих руководящие должности, в продуктовых магазинах в среднем составляет не более года. «Удержать таких работников очень сложно, потому что самым важным фактором для них являются деньги. Такие люди легко оставляют прежнее место работы, если в другом им предлагают зарплату выше той, которую они имеют на текущий момент, — объясняет специалист. — Лояльность компании и другие факторы играет незначительную роль».
Сергей Нагибин:

— Сотрудники, получившие опыт работы в одной из сетевых компаний, как правило, уходят не к конкурентам, а в мелкие магазины, потому что там зарплата выше.
С опаской пермяки относятся и к заходу на пермский рынок московского ритейлера «Седьмой континент», поскольку зарплата в магазинах столичных операторов превышает предложение региональных сетей.

Сегодня, по данным экспертов «bc», зарплата специалистов среднего звена в сетевых компаниях составляет в среднем 6–10 тыс. рублей, и уже сейчас намечается тенденция к ее повышению. Сергей Нагибин прогнозирует, что зарплата грузчика, обязанности которого не требуют наличия даже среднего образования, в скором времени достигнет 100 рублей в час, что сопоставимо с оплатой труда бухгалтера.

Управляющие компании все-таки полагаются и на развитие корпоративной культуры, и на повышение лояльности работников к компании, поскольку в постоянном повышении зарплаты многие работодатели не видят необходимости, зная, что рано или поздно сотрудник все равно уйдет.

Ежегодно пермские средние учебные заведения (сузы) выпускают около 150 продавцов и кассиров, однако такое количество очень мало. Управляющие магазинов признались, что не знают, есть ли вообще такие учебные заведения в городе. Кроме того, представители мелкой розницы заявили, что принципиально не принимают на работу молодых специалистов, не доверяя им работать с деньгами и товаром. В свою очередь крупные сети не довольны качеством получаемого выпускниками образования и вынуждены самостоятельно обучать своих работников.

Алексей Подоляко:
— Сегодня программы учебных заведений не соответствуют требованиям работодателей к сотрудникам. Выпускники колледжей и лицеев не владеют навыками работы с той техникой, которая сегодня установлена в магазинах.

Не отрицают этого и представители сузов. «Наша аппаратура, действительно, серьезно отстает от последних технических новинок, и мы не имеем возможности всех студентов отправить на практику в магазины, где эти машины есть, — соглашается заместитель директора по учебной работе Пермского государственного торгово-технологического колледжа Василий Поторогин. — Однако даже при этом наши выпускники трудоустраиваются и востребованы пермскими продуктовыми сетями. В свою очередь уровень предлагаемой им зарплаты, не сопоставимый с объемами выполняемой работы, не всегда устраивает наших студентов». Вместе с тем неумение работать с современной техникой не самый главный недостаток пермских выпускников. «Сегодня качество образования в лицеях и колледжах не соответствует потребностям работодателей еще и потому, что они не дают навыков в области клиентоориентированности, — считает директор консалтингового агентства «Image Профи» Ирина Лапова, — выпускники не имеют представления о клиенте компании, а значит, не знают, как с ним работать. И магазину, прежде чем новый сотрудник приступит к работе, приходится отправлять его на вводные тренинги».

Алексей Подоляко один из путей решения проблемы видит в более тесном контакте работодателей с колледжами и лицеями и в изменении учебной программы. Однако, отмечает Ирина Лапова, пока управляющие компании идут более легким, но и более затратным путем, самостоятельно занимаясь обучением специалистов. У всех пермских сетей есть свои учебные центры, ежегодно на обучение одного сотрудника, по словам Сергея Нагибина, тратится от 4 до 11 тыс. рублей. «Пятерочка» расходует на обучение персонала миллионы. Обучение — одна из трех самых крупных статей расходов наряду с налогами и арендной платой. Возможно, в скором времени она вообще выйдет на первое место, отметил Сергей Нагибин. Вложения других компаний в обучение своих сотрудников сопоставимы с затратами этой сети. Вместе с тем на обучение специалистов этого профиля ежегодно выделяются деньги из бюджета. По словам Василия Поторогина, на одного студента очного отделения бюджетной группы государство выделяет порядка 30 тыс. рублей, вместе с тем работодателям договориться с учебными заведениями оказывается очень сложно, поскольку изменение учебных программ требует значительных сил и траты времени. «Сегодня существует серьезный разрыв между государственными учебными заведениями, обучающими кассиров и продавцов, и частными магазинами. Им сложно бывает договориться», — поясняет Василий Поторогин.

При всех недостатках современных программ студенты, получившие специальность, востребованную в сфере торговли, легко трудоустраиваются на пермском рынке, но их недостаточно, чтобы удовлетворить потребности пермских магазинов. Проблема, считает Алексей Подоляко, в том, что сегодня в России среднее образование непрестижно. «В первую очередь нужно работать со школьниками, давая им представление о профессии. Сегодня у россиян сложилось гипертрофированное представление об исключительной важности высшего образования. 80 % выпускников школ собираются поступать в вузы, для сравнения, во Франции тот же показатель равен 32 %, но французы считают его высоким, в Швейцарии он еще меньше», — говорит г-н Подоляко. Специалист также предлагает работодателям при решении кадровой проблемы всерьез задуматься и о снижении роли человеческого фактора, повышая уровень автоматизации производства.