В Госдуме принят законопроект, допускающий бизнес к участию в образовании

  • Post category:Новости

В Госдуме принят в первом чтении законопроект, допускающий бизнес к участию в образовании. Пока что бизнесмены будут выявлять кадровые потребности рынка труда и информировать государство о его состоянии. В дальнейшем, считает Дмитрий Медведев, государство должно уменьшить свою ответственность за заказ на профкадры.

В среду Госдума подавляющим большинством голосов приняла в первом чтении поправки к законам, легализующие участие работодателей в подготовке специалистов. Для начала объединения работодателей получат право вести среднесрочное прогнозирование и мониторинг потребностей рынка труда в профессиональных кадрах, а затем – делиться результатами исследований с федеральными органами власти.

По мнению разработчиков законопроекта, предложенные меры давно назрели и перезрели: экономика задыхается от нехватки профессионально обученных кадров.

А система образования выпускает «в никуда» миллионы ненужных специалистов.

По данным исследований, проведенных Госуниверситетом–Высшей школой экономики, до 50% российских работников трудятся не по специальности. А порядка 38% принятых на работу выпускников вузов сразу же нуждаются в переобучении, свидетельствуют результаты исследований «Левада-центра» 2006 года.

По словам зампреда думского комитета по труду и социальной политике Олега Еремеева, «характерной чертой современной российской системы высшего образования является то, что конечные результаты образовательной деятельности вузов, а именно – подготовка специалистов, слабо увязаны с требованиями работодателей, перспективами социально-экономического развития». «По формальным признакам, в России самая высокообразованная рабочая сила. Вместе с тем переизбыток выпускников вузов, уровень и качество подготовки которых не устраивает работодателя, налицо уже сегодня, – рассказал Еремеев. – Они не способны составить костяк современных инженеров и менеджеров, которые могли бы грамотно выстроить процесс управления высокотехнологичным производством».

Главная же и наиболее часто предъявляемая претензия работодателей, по словам зампреда думского комитета (и по совместительству председателя Координационного совета объединений работодателей России) – «излишняя теоретичность профессиональной подготовки» и оторванность знаний, получаемых студентами в вузе, от практики. Большое значение для работодателей имеют и адаптационные возможности выпускников – их обучаемость, личные качества.

Бизнесмены часто сетуют, что выпускники вузов не нацелены на профессиональный и карьерный рост, не готовы к работе в команде, не обладают системным мышлением, не умеют преподнести себя и результаты своего труда в профессиональной среде.

Принятие закона, надеется Олег Еремеев, решит все эти проблемы: государство «улучшит положение дел с планированием процесса подготовки кадров», система образования начнет готовить «действительно необходимых на рынке труда специалистов», а работодатели «повысят свою заинтересованность в подготовке кадрового потенциала». Пока что предполагается, что представители бизнеса займутся выявлением потребностей на рынке труда. В дальнейшем, не исключено, что бизнес будет вникать и в процесс обучения – особенно в профтехучилищах и техникумах.

Тем не менее в наступление идиллии с принятием закона верят не все депутаты. По мнению первого зампреда думского комитета по образованию Олега Смолина, «сама по себе идея участия бизнеса в рынке труда хороша, хотя и не нова». Однако «прежде чем ждать от нее отдачи, необходимо четко определиться с экономической стратегией развития России, чего нет до сих пор», подчеркнул он «Газете.Ru».

Другой зампред того же комитета Алексей Чернышов заявил «Газете.Ru», что для для построения эффективной системы подготовки кадров в масштабах страны «необходима единая государственная стратегия». «В рамках региона производство нужных профессиональных кадров возможно. Однако для свободной трудовой миграции по стране, как это происходит, скажем, в США, необходима единая федеральная служба занятости. А ее у нас ликвидировали», – говорит Чернышов.

При этом Минобрнауки, считает депутат, ни в коем случае не должно устраняться от мониторинга подготовки специалистов, переложив его на плечи бизнеса. Именно федеральные отрасли власти, по его мнению, должны с помощью независимых экспертов составлять «сквозные» прогнозы – по отраслям экономики и по регионам.

Однако государство считает по-другому.

Как заявил в среду первый вице-премьер Дмитрий Медведев, все регионы должны формировать «краевой заказ на подготовку профессиональных кадров». «Это исключительно важная вещь. По идее, она должна быть в каждом субъекте федерации», – цитирует «Интерфакс» выступление первого вице-премьера в Красноярске. Пока, чтобы помочь регионам, «федерация взяла на себя не свойственную ей функцию по финансированию процесса подготовки кадров»,– отметил он. Однако в дальнейшем, заявил Медведев, регионы совместно с бизнесом будут самостоятельно решать кадровые проблемы. В особенности это касается средних профессиональных технических училищ, которые полностью должны перейти под патронаж региональных властей, отметил он.

по материалам: Газета.Ru