Благотворительный фонд Владимира Потанина составил ежегодный рейтинг ведущих российских вузов по итогам Федеральной 2005/2006 учебного года

  • Post category:Новости

Особенность данного рейтинга состоит в том, что в качестве критериев оценки вузов используют интеллектуальный и личностный потенциал студентов и профессиональный уровень молодых преподавателей.

Федеральная стипендиальная программа охватывает 11 московских и 56 ведущих государственных университетов из всех федеральных округов. По результатам конкурсных отборов в 2005/2006 учебном году стипендиатами стали 1330 студентов этих вузов, гранты получили 133 молодых преподавателя. В отборе приняли участие 14 906 отличников и 336 преподавателей. Состязания проходили по одним и тем же методикам, что позволило сравнить учащихся и сотрудников разных вузов.

К конкурсным отборам допускали студентов дневных отделений, имеющих только отличные результаты за две последние сессии, то есть тех, кого сами вузы оценивают как лучших. Критериями отбора были общая эрудиция, интеллект, логика, умение нестандартно мыслить, креативность, коммуникабельность, активность, лидерский потенциал, а не уровень специальных знаний.

Первый этап — тестирование. К нему допускали всех пришедших на конкурс отличников и проверяли их уровень интеллекта, кругозор и логику. Во второй тур проходили студенты, набравшие наивысшие баллы при тестировании.

Второй тур — ролевые игры. Он выявлял лидерские и организаторские качества соискателей. По завершении конкурсных отборов в каждом федеральном округе для победителей проводили деловую игру с участием работодателей: стипендиатам предлагали продемонстрировать навыки командной работы, проектного мышления.

В конкурсе преподавателей также участвовали лучшие молодые педагоги вузов (в возрасте до 35 лет, имеющие ученую степень и соответствующий стаж — не менее трех лет), выдвинутые ученым советом. Затем независимые эксперты рецензировали присланные соискателями работы. Параллельно проводили анкетирование студентов, у которых педагоги вели занятия. Итоговая оценка преподавателей складывалась из мнений учащихся (40 %) и экспертов (60 %). Кроме того, учитывали баллы всех соискателей.

Таким образом, комплексный рейтинг вузов Благотворительного фонда Владимира Потанина составляли на основании четырех видов критериев, каждый из которых имел свой вес:
 данных общего тестирования всех студентов, пришедших на отбор (36 %);
 итогов ролевых игр среди студентов (18 %);
 результатов конкурса грантов для молодых преподавателей (40 %);
 оценок стипендиатов в заключительной деловой игре с участием работодателей (6 %).

Каждый вуз был ранжирован в соответствии с этими пропорциями. Их место в рейтинге определялось по общей сумме оценок.

Сопоставление студенческих оценок показало отсутствие принципиального разрыва между уровнем студентов из высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга и из лучших региональных вузов. Еще один вывод состоит в том, что многие столичные образовательные учреждения по-прежнему не сумели занять ведущие позиции, скорее всего потому, что в них сейчас остро стоит вопрос с молодыми преподавательскими кадрами.

Данный рейтинг Благотворительный фонд В. Потанина будет использовать в качестве критерия для определения вузов — участников программы на 2006/2007 учебный год.

по материалам: Обучение & карьера

Общий рейтинг вузов-участников стипендиальной программы Благотворительного фонда В. Потанина (2005/06 учебный год)