27 июня Независимое рейтинговое агентство «РейтОР» представило лиги вузов по критерию «конкурентоспособность выпускника» и срез общественного мнения по вопросам качества образования. Особенности исследовательского подхода:
·лиги составлены по направлениям подготовки: энергетика, машиностроение, газ и нефтехимия, менеджмент и экономика, информационные технологии и телекоммуникации, а не по вузам в целом (как традиционно было принято);
·источники оценок – мнения работодателей, преподавателей, старшекурсников;
·в фокусе оценки – результат образования, а не условия образовательного процесса.
Агентство «РейтОР» разработало уникальную методику общественных оценок и провело масштабное исследование «Система общественных оценок профессиональных качеств выпускников вузов как претендентов на рынке труда». За год система общественных оценок распространилась на23 крупных города и охватила 129 вузов; опрошено свыше 14 000 респондентов (старшекурсников, работодателей, преподавателей и руководителей вузов).
Глубинные интервью с 118 работодателями и руководителями вузов показали, что конкурентоспособность выпускника как совокупность высоких профессиональных качеств и способности успешно продвигаться на рынке труда- это перспективный критерий, который соответствует высокой изменчивости внешних условий. Для его расчета «РейтОР» разработал систему индексов: индекс профессиональной подготовки, индекс адаптивности (личных качеств), индекс общественной значимости вуза (бренд вуза). В итоговом критерии «конкурентоспособность выпускника» индексы учитывались с равными весами (по результатам экспертного опроса).
Итоги:
— Работодатели и ректоры вузов одинаково понимают конкурентоспособность выпускника. В первую очередь это обучаемость (умение и желание учиться), фундаментальная профессиональная подготовка, умение работать в команде. Далее, трудоспособность, знание информационных технологий, иностранных языков.
— Обучаемость специалиста — решающий критерий при приеме на работу. Причина -необходимость «доподготовки» молодого специалиста.
— Опыт работы не является необходимым условием успешного трудоустройства выпускников вузов. Он просто желателен.
— Стереотипы о качестве образования расходятся с результатами социологических измерений. Ряд брендов не попали в высшую лигу.
— Система общественных оценок конкурентоспособности выпускников только начинает складываться в России. В ней слабо развита оценка профессионального сообщества и независимых экспертов.
— Выявлено две явные стратегии взаимодействия вузов и предприятий и они зависят от характера отрасли. В новых направлениях распространена стратегия «Перебор», т.е. работодатели активно ищут выпускников в различных вузах. Традиционные предприятия реализуют стратегию «Монополия», т.е. устанавливают партнерские отношения с одним профильным вузам.
— Большинство вузов хотели бы более тесно привлекать работодателей к формированию ключевых компетенций выпускников.
— Вузы в основном сотрудничают с крупными предприятиями, т. к. у средних и мелких предприятий нет финансовых возможностей принять студентов на практику или участвовать в учебном процессе. Другая причина, препятствующая углублению сотрудничества — отсутствие законодательства, регламентирующего целевую подготовку и возврат кредита за обучение предприятию.
.:. Лиги вузов по критерию «конкурентоспособность выпускника»
.:. Лиги вузов по условиям обучения и преподавательского труда