Система бизнес-образования молодежи как основа конкурентоспособности и эффективного роста российской экономики

  • Post category:Новости

Бизнес должен активнее включаться в систему подготовки кадров, налаживая взаимодействие с вузами по формированию образовательных стандартов, а также предъявляя требования к перечню специальностей, по которым идет обучение. Российский бизнес уже осознал, что без квалифицированных кадров он в ближайшей перспективе окажется неконкурентоспособным. Компании не только готовы сотрудничать с государственными образовательными учреждениями, но и создают свои собственные центры подготовки и переподготовки специалистов. Однако найти подходящего сотрудника по-прежнему остается проблемой для многих предприятий. О том, каким образом планируется решать вопросы подготовки кадров для экономики РФ, шла речь в среду, 28 июня, в ходе круглого стола на тему «Система бизнес-образования молодежи как основа конкурентоспособности и эффективного роста российской экономики». Он состоялся в Государственной думе РФ.

Открывая заседание, заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Валентина Иванова сообщила, что около 30% выпускников высших учебных заведений России не работают по специальности. Это, по ее мнению, является свидетельством неверно организованной работы по профориентации молодежи, что, в свою очередь, приводит к потерям бюджета, снижению темпов экономического роста, кроме того, не реализуется и потенциал самого человека.

В.Иванова заявила, что отмечается значительный пробел в сфере законодательного обеспечения дополнительного образования и профориентации. Она уверена, что следует законодательно закрепить право каждого гражданина на получение дополнительного образования. Кроме того, необходимо, чтобы на федеральном уровне была рассмотрена концепция стимулирования предпринимательства к участию в развитии бизнес-образования. Препятствует этому процессу, в частности, невозможность отнесения затрат, связанных с профобразованием сотрудников, на себестоимость продукции. Заместитель председателя комитета считает, надо вывести из-под налогообложения и эти затраты, и расходы компаний, связанные со спонсорской поддержкой образовательных учреждений.

Она полагает, что в Госдуме следует создать молодежный экспертный совет, а также восстановить комитет по делам молодежи.

Президент Молодежной школы бизнеса Никита Исаев представил свой взгляд на решение проблем бизнес-образования в России. По его словам, прежде всего при подготовке специалистов следует учитывать мнение бизнес-сообщества, а также самой молодежи. Причем он подчеркнул, что российский бизнес уже давно занимается дополнительным образованием своих сотрудников, причем тратит на эти цели гораздо больше средств, чем государство.

Н.Исаев сообщил, что зачастую выпускники вуза оказываются неквалифицированными по той причине, что абитуриенты при выборе образовательного учреждения, как правило, субъективны, это и является причиной того, что они получают образование в чуждой им области и позднее не будут работать по специальности.

Молодежная школа бизнеса проводит профориентацию молодых людей, организуя бизнес-лагеря и работу постоянно действующей молодежной бизнес-школы.

Подробнее о бизнес-лагерях рассказала директор Молодежной школы бизнеса Татьяна Субботкина. Она признала, что в РФ система образования в сфере подготовки управленческих кадров «оставляет желать лучшего». В связи с этим должны существовать учебные организации, которые обучают необходимым в бизнесе навыкам. Она считает, что рынок для таких организаций весьма велик как в Москве, так и в других крупных городах России.

Т.Субботкина рассказала, что Молодежная бизнес-школа уже два года организует и проводит молодежные бизнес-лагеря. Их учебные программы рассчитаны на 64/72 часа. В таких лагерях молодые люди обучаются коммуникации, основам управления предприятия, маркетинга, рекламы и проч.

Заместитель генерального директора Благотворительного фонда В. Потанина Наталья Самойленко уверена, что в условиях рыночной экономики в стране должно существовать несколько форм профессионального образования. Причем она подчеркнула, что проблема не будет решена, если многочисленные факультеты менеджмента просто сменят бизнес-школы. Н.Самойленко полагает, что должно быть сохранено качественное базовое образование, которое должно подкрепляться образованием дополнительным.

Рассказывая о программе профобразования, реализуемой фондом, Н.Самойленко сообщила, что она ориентирована прежде всего на лучших студентов вузов. За время реализации программы обучение прошли 70 тыс. человек. Эта программа не только развивает деловые и лидерские качества молодежи, но и стимулирует молодых людей к самообразованию, подчеркнула Н.Самойленко. Причем образование, получаемое по программе фонда, — бесплатное. Как свидетельствует опрос, проведенный специалистами фонда среди выпускников программы, более 80% из них работают по специальности, отъезд молодых специалистов за границу составляет всего 2-3%.

Член комитета Торгово-промышленной палаты России по содействию профессиональному образованию и инновационной деятельности Людмила Хлюстнева рассказала о реализуемом ТПП РФ с 2000 года проекте «Молодежное предприятие». В результате этого проекта школьниками Москвы было создано 7 компаний, которые просуществовали 3-4 года. «На опыте работы таких предприятий молодые люди не только прошли профориентацию, но и школу лидерства, научились работать в коллективе и самостоятельно принимать решения», — пояснила она. Среди основных проблем, мешающих реализации проекта, Л.Хлюстнева назвала отсутствие нормативно-законодательной базы для функционирования школьных компаний. В целом проект ТПП РФ интересен, но без поддержки государства и коммерческих структур его реализовать сложно, добавила она.

Директор Тульского экономического центра Наталья Минайчева сообщила участникам заседания, что на территории региона сформирована полноценная система экономического образования для детей и молодежи от 7 до 17 лет. Эта система включает, в частности, работу с преподавателями (подготовка, повышение квалификации, обеспечение методической литературой), работу со школьниками (выявление одаренных детей, поддержка так называемых школьных компаний). Особенно она выделила проблемы деятельности школьных компаний, которые создают учащиеся школ. На территории области их ежегодно открывается около 60, однако все они действуют с финансовыми нарушениями, так как данная сфера не урегулирована законодательством РФ.

Также, по словам Н.Минайчевой, в области проводятся соревнования для молодежи, например, олимпиада по основам предпринимательской деятельности, организуются бизнес-лагеря. Кроме того, проводится Тульская международная ярмарка школьных компаний, одна из шести ежегодных европейских ярмарок молодых предпринимателей. В 2006 году в ней приняли участие более 70 школьных компаний из 6 стран Европы.

Пресс-секретарь Молодежного демократического антифашистского движения «Наши» Евгений Иванов, выступивший в ходе заседания, отметил проблему несоответствия выпускников вузов тем критериям, которые предъявляет бизнес к своим потенциальным сотрудникам, следовательно, вузы должны контактировать с бизнес-структурами для выработки таких критериев. Также проблемой он назвал то, что в современной России рабочие специальности воспринимаются не только как непрестижные, но и как унизительные. Следовательно, в стране должна проводиться государственная политика, направленная на повышение привлекательности необходимых экономике специальностей, уверен Е.Иванов.

Также в ходе круглого стола представители коммерческих структур рассказали о реализуемых ими проектах бизнес-образования. Так, начальник отдела подготовки кадров ОАО «РЖД» рассказал о кадровой политике «Российских железных дорог». Он отметил, что при этом проводится подготовка специалистов к работе, формирование лидерских качеств у молодежи, а также воспитательная работа, связанная с изучением традиций компании. Руководитель службы персонала торговой сети «Спортмастер» Ирина Тихонова подчеркнула, что основное конкурентное преимущество бизнеса – квалифицированные кадры. Она выразила уверенность, что необходимо стимулировать бизнес к тиражированию лучших наработок в сфере обучения молодежи в различных отраслях экономики. Директор по обучению «Собинбанка» Ольга Белова отметила, что сейчас российские компании, особенно крупные, стремятся создавать собственные учебные центры, без которых предприятия не смогут в дальнейшем эффективно развиваться.

По итогам заседания его участниками был принят ряд рекомендаций. В частности, Государственной думе РФ рекомендовано в течение 2006-2007 гг. сформировать законодательную базу, направленную на развитие дополнительного бизнес-образования и системы профориентации молодежи. Также депутатам следует внести изменения в Налоговый кодекс РФ с целью установления нормы, позволяющей расходы работодателя на образование работников относить на себестоимость, то есть исключать эти расходы из налоговой базы по налогу на прибыль. Кроме того, нужна поправка в НК, по которой благотворительные средства, направленные на развитие образовательных учреждений, также должны вычитаться из налогооблагаемой базы спонсоров.

Правительству РФ рекомендовано принять в рамках приоритетного национального проекта «Образование» комплексную программу дополнительного начального бизнес-образования молодежи, в том числе по инновационному предпринимательству. Кроме того, правительству следует сформировать экономические условия, стимулирующие вовлечение бизнеса в образовательные процессы, связанные с приобретением молодежью в возрасте от 14 до 23 лет практических навыков работы, необходимых профессиональных знаний.


по материалам: ИА «Альянс Медиа»