?
Компания
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
Бизнес-тренер
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
 
Регистрация
Поиск
Искать:
 
 
Опрос
Ваша карьера в условия кризиса. Что собираетесь предпринимать?

 Буду повышать квалификацию
 Освою другую профессию
 Займусь бизнесом
 Пока ничего
 Сменю работу

| результаты опроса
Партнеры


Рейтинг университетов мира 2014-2015
Интернет. Образование. Бесплатно.
Лучшие книги по MBA
Рейтинг российских бизнес-школ 2014

«Кавалеристы» больше не нужны, или Бизнес в условиях кризиса»

16.04.2014


Интервью с профессором МИРБИС Александром Сергеевым

Российские компании росли много лет, не обращая внимания на издержки. Настали другие времена. Забудьте о кавалерийских атаках. Теперь нужны иные навыки. Какие? Узнайте об этом из интервью профессора МИРБИС Александра Сергеева.

На заметку

Исследования и рейтинги на экспертном канале

Рейтинг российских ВУЗов – 2013
Исследование РА «Эксперт». Сентябрь 2013
Интегральная оценка качества подготовки выпускников


Global MBA Ranking 2013 (Financial Times)
Исследование Financial Times. Май 2013


Рейтинг Executive Education 2013 - Customised (Financial Times)
Исследование Financial Times. Май 2013


Забудьте о росте. Российская экономика входит в рецессию. Что это означает для бизнеса? Собеседник UBO.RU – научный руководитель программ Executive MBA Московской международной высшей школы бизнеса (Институт) МИРБИС профессор Александр Сергеев.

UBO.RU: Российская экономика перестала расти. Как вы полагаете, эта остановка – надолго?

Александр Сергеев: Думаю, на достаточно продолжительное время. Я не вижу основания для существенного роста. Дело отнюдь не в последствиях украинского кризиса. Проблемы начали накапливаться задолго до того как заговорили о применении экономических санкций в отношении России. Наша страна стоит перед несколькими вызовами, которые и будут определять тенденции дальнейшего экономического развития. Самый главный вызов – способно ли российское государство нести тот груз социальных обязательств, которые оно на себя взяло? Посмотрите на статистику. В 1991 году пенсионеры составляли ~22% населения России, сейчас – около 30%, через несколько лет их численность составит 50%. При нашей структуре пенсионной системы, когда нынешнее поколения работающих обеспечивает пенсии предыдущих возрастных групп, это очень большая нагрузка на экономику. В какой степени мы выдержим этот груз – большой вопрос. Дефицит пенсионного фонда покрывается только из одного источника – бюджета. Пенсионная проблема тянет за собой бюджетную. Государство будет понижать курс рубля к доллару, чтобы конвертировать валютную выручку в большее количество рублей, в том числе и для того, чтобы выполнять социальные обязательства, при этом объем валютной выручки в связи с происходящими событиями расти, скорее всего, не будет.

UBO.RU: Какие риски в связи с этим подстерегают российский бизнес?

А.С.: Сейчас у многих людей в бизнесе, в том числе у слушателей программы Executive MBA, с которыми я общаюсь, есть тревожные ожидания: не все понимают, какие именно санкции будут применены, насколько они будут серьезными… Через некоторое время обнаружится, что, в общем, санкции не столь уж страшны, жить можно, солнце светит, бизнес как-то идет. Человеку свойственно успокаиваться, в этом самая большая опасность.

UBO.RU: В чем она заключается?

А.С.: Те кризисы, которые мы помним – 1998 и 2008 года – развивались по классическому сценарию: экономика быстро достигала «дна», после чего начинался позитивный тренд. Сейчас происходит нечто иное: медленное и плавное падение, которое на одних рынках идет быстрее, на других – медленнее. Но падение. Российский бизнес ни психологически, ни технологически не готов жить в ситуации долгого постоянного снижения, поскольку 20 лет подряд он был настроен на рост. Вот в чем проблема этого кризиса.

UBO.RU: Какие компании в связи с этим находятся в худших условиях?

А.С.: Те, которые работают с импортом. Во-первых, трудно предугадать рост курса доллара и евро, во-вторых, будет затруднено кредитование в валюте. Но эта тенденция тоже проявилась не сегодня. Обратите внимание на продажи в России новых иномарок. В 2013 году они сократились примерно на 5%, в 2014 аналитики ожидают сокращения на 7-8%, а в реальности, наверное, будут все 10%. То же самое будет происходить с продажей электроники, одежды и так далее. Соответственно, в относительно лучшем положении окажутся те компании, которые будут в состоянии заместить импорт – нечто подобное мы видели после кризиса 1998 года.

UBO.RU: Какие факторы значимы для выживания бизнеса в условиях рецессии?

А.С.: Ничто так не развращает бизнес как высокая маржинальность. Российский бизнес привык жить при очень высоких показателях маржинальности, и в этом его проблема. Самый главный фактор – способность компании понять, что теперь надо мыслить другими показателями эффективности и продуктивности. Средние и малые компании смогут оптимизировать деятельность быстрее. Крупным – сложнее, поскольку им тяжело разворачиваться, у них огромные непроизводственные издержки. Как правило, первая реакция менеджмента будет выражаться в том, что начнут сокращать издержки, или , как принято говорить, «резать косты» (он английского costs – «издержки». – UBO.RU). «Косты порезать» можно, вопрос, однако, в том, насколько эффективно компания будет использовать оставшиеся ресурсы.

UBO.RU: Что должен делать топ-менеджер, который читает ваше интервью, чтобы повысить живучесть бизнеса в условиях рецессии?

А.С.: Просканировать бизнес на предмет оценки двух параметров: производительности и эффективности. В условиях долгого роста маржинальность обеспечивалась не эффективностью менеджмента, а состоянием рынка. Все привыкли к тому, что рынки растут, и мы – тоже. Теперь все стратегии роста на быстро развивающихся рынках закончились. Проводите аудит бизнеса и определяйте, какие факторы мешают производительности и эффективности. При этом, скорее всего, резервы будут найдены в области управленческих технологий, перестройки принципов управления компанией или, как принято говорить, в области soft.

UBO.RU: Почему именно soft?

А.С.: Потому что замена hard (основных средств) потребует больших инвестиций, а инвестиционные возможности российского бизнеса в нынешних условиях не очень велики. К тому же многие наши компании перекредитованы, и привлечение новых денег будет стоить значительно дороже.

UBO.RU: В бизнес-школе учат производительности и эффективности?

А.С.: И да и нет. С одной стороны, конечно, в бизнес-школе учат вести эффективный бизнес. С другой – в условиях постоянного роста рынков слушатели не обращают на эти знания особого внимания: в условиях высокой маржинальности это не слишком важно. Российские менеджеры вообще до последнего времени не были особенно озабочены проблемой бережливости. Образно говоря, они больше интересовались тем, как потратить деньги (и корпоративные, и личные), чем тем, как их сберечь и эффективно использовать. Теперь наступают иные времена, и слушателям придется обращать внимание на вопросы, которые раньше их почти не интересовали.

UBO.RU: Студенты MBA уже начали формулировать «антикризисный запрос»? Если да, то в каких терминах? Что именно они хотят услышать от преподавателей бизнес-школ в связи с кризисными событиями в экономике?

А.С.: Эти запросы пока проявляются в виде встревоженности слушателей: людям интересно понять, что будет завтра. Как показывает практика, есть определенный лаг: сначала в экономике происходят кризисные явления, затем студенты начинают артикулировать проблему и формулировать запрос. В этих условиях бизнес-школа должна сыграть на опережение и предложить слушателям те учебные курсы, которые они пока еще не просят, но с большой степенью вероятности попросят завтра. Что мы и делаем.

UBO.RU: В каких организационных формах МИРБИС планирует ответить на этот будущий запрос? Планируете ли вы ввести курсы по антикризисному менеджменту? А.С.: Я полагаю, на ближайшие годы главными трендами бизнес-образования станут эффективность и производительность. Мы в МИРБИС полагаем, что это должны быть сквозные идеи, проходящие через все учебные курсы. Раньше проблема эффективности рассматривалась преимущественно в блоке финансовых дисциплин. Теперь эта тема будет рассматриваться шире – через спектр управленческих курсов. Эти перемены в учебной программе отражают будущие перемены в мышлении топ-менеджеров. Российские компании долгое время ориентировались на количественный рост. В условиях рецессии или стагнации компании будут вынуждены сменить ориентиры и от периода лихой кавалеристской атаки перейти к тяжелой позиционной борьбе. Соответственно, менеджеров-кавалеристов довольно много, в России сформировался большой класс людей, которые, в общем, неплохо умеют атаковать. Людей, которые способны хорошо организовать работу в обороне, просто нет, потому что перед бизнесом подобные – оборонные – задачи не стояли. Между тем в атаке и в обороне востребованы разные качества управленца. Как организовать бизнес в условиях стагнации? Как стать более производительным? Многие годы повторялся лозунг - давайте повышать производительность труда. Вот это время настало. Сегодня повышение производительности стало фактором выживания. Останутся только умные. Это – новая задача и для менеджера, и для бизнес-школы. Уверен, нам есть, что предложить бизнесу сегодня. Уже в апреле 2014 года в МИРБИС начнется новая программа Executive МВА для топ-менеджеров, которая даст ответы на многие насущные вопросы бизнеса.

 

просмотров: 17563

 



Выставки и конференции

Сибирский образовательный форум 2017
23.08.2017 - 25.08.2017, Красноярск, ул. Авиаторов, 19, МВДЦ "Сибирь"

Выставка «Обучение за рубежом — Education Show»
13.10.2017 - 14.10.2017, Москва

Образование через всю жизнь. Абитуриент-2018
14.11.2017 - 16.11.2017, Челябинск

Интервью

Интервью с профессором МИРБИС Александром Сергеевым Интервью с Ильей Викторовичем Долгих — старшим преподавателем и экспертом учебного центра «Академия Электронных Торгов»

04.04.2017 | Читать интервью

Интервью с профессором МИРБИС Александром Сергеевым Интервью с Еленой Пономаревой — преподавателем семинаров для предприятий пищевой промышленности в ЦНТИ Прогресс

04.04.2017 | Читать интервью

Интервью с профессором МИРБИС Александром Сергеевым Интервью с Мариной Патрениной - куратором программы «Руководитель отдела продаж»

01.02.2017 | Читать интервью

Интервью с профессором МИРБИС Александром Сергеевым Интервью с Бедаревой Еленой Павловной, адвокатом, российским евразийским патентным поверенным

19.12.2016 | Читать интервью

Обновления
Активные дискуссии

Кому помогают тренинги личностного роста?
(последний ответ: 15.01.2017 19:29)
Двадцать человек, одна степень
(последний ответ: 28.12.2016 16:55)
Диплом MBA: "круче " не бывает
(последний ответ: 28.12.2016 16:46)

Все выставки и конференции

Все интервью

Все форумы

   




© 2004-2017 UBO.RU
Бизнес-образование в России и за рубежом
Федеральный экспертный канал


Использование материалов портала ubo.ru, возможно только с письменного разрешения администрации.

Рейтинг@Mail.ru  
написать письмо написать письмо
Контактные телефоны:
+7 (499) 112-41-96 (в Москве)
+7 (812) 409-37-30 (в Санкт-Петербурге)
+7 (343) 774-79-74 (в Екатеринбурге)
+7 912 22-66-200, +7 950 55-333-64 (дополнительно)