?
Компания
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
Бизнес-тренер
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
 
Регистрация
Поиск
Искать:
 
Опрос
Ваша карьера в условия кризиса. Что собираетесь предпринимать?

 Буду повышать квалификацию
 Освою другую профессию
 Займусь бизнесом
 Пока ничего
 Сменю работу

| результаты опроса
Партнеры


Рейтинг университетов мира 2014-2015
Интернет. Образование. Бесплатно.
Стипендии и гранты для обучения за рубежом
Рейтинг российских бизнес-школ 2014

Невозможно управлять процессом, которого не знаешь

01.08.2012


Интервью с Директором департамента программ МВА, д.э.н., профессором, главным редактором журнала «Финансовый менеджмент» - Лисицыной Екатериной Викторовной

Самая престижная степень профессионального образования менеджера, признанная во всём мире, – Master of Business Adminstration, или MBA. В России не так много учебных заведений, имеющих аттестацию для присвоения этой степени, и одно из них – Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». Своим опытом преподавания программ MBA, пониманием специфики этого образования, информацией о нововведениях в учебном процессе и наблюдениями за аудиторией с читателем делится руководитель департамента программ MBA МИРБИС ЕКАТЕРИНА ЛИСИЦЫНА.

На заметку

Исследования и рейтинги на экспертном канале

Рейтинг российских ВУЗов – 2013
Исследование РА «Эксперт». Сентябрь 2013
Интегральная оценка качества подготовки выпускников


Global MBA Ranking 2013 (Financial Times)
Исследование Financial Times. Май 2013


Рейтинг Executive Education 2013 - Customised (Financial Times)
Исследование Financial Times. Май 2013


UBO: Что побуждает людей получать образование MBA?

Л.Е.В.: Как правило, к программам MBA обращаются люди, которые чувствуют, что их внутренний потенциал бьётся в рамках их должности. Либо они хотят прямо сразу что-то изменить в карьерном плане (хотя в этом случае им следовало бы прийти к нам заранее), либо чувствуют, что назрела внутренняя потребность в переменах, хотя пока они не предвидятся. Это не значит, что человек испытывает неудовлетворённость, просто он чувствует, что упирается в потолок, что ему становится тесно в рамках его должности. Тогда он приходит к нам.

Теперь о конкретных целях, с которыми к нам в программу MBA приходят абитуриенты.Мы обобщили ответы на этот вопрос, которые они приводят в своих вступительных эссе. И вот какие цели они перечисляют как основные. 1) Новый взгляд на бизнес и его процессы; 2) более эффективные и современные методы решения бизнес-задач; 3) желание или необходимость сменить практическую специализацию; 4) систематизация знаний в области менеджмента (эту причину чаще приводят люди старшего поколения, поскольку они получали свои знания из книг, уже работая, и систематизация им необходима); 5) развитие личностных и профессиональных навыков; 6) новые профессиональные контакты, обмен опытом.

UBO: Правда ли, что степень MBA – это автоматический «пропуск к успеху»?

Л.Е.В.: Существует миф, что MBA означает мгновенное повышение зарплаты. Это, конечно, миф. Корочка вообще ничего не даёт – впрочем, и никакая не даёт. Но программа MBA предоставляет слушателю определённый набор управленческих инструментов, которыми он может овладеть или не овладеть. Конечно, некоторые говорят: можно же книжку взять и прочитать – там те же модели, схемы, системы. Но ведь когда человек учится, он сразу проводит свои знания в практику: получает знание о каком-нибудь инструменте – и тут же на примере своей компании пытается применить. А преподаватель проверяет, правильно ли он его применил. Появляется возможность настроить этот инструмент на свою компанию, опробовать его в деле. На этом как раз и строится самостоятельная работа.

Но самое главное – это, конечно, личность человека. Нужно обладать специфическим набором качеств – и человеческих, и лидерских. Без них невозможно эффективно задействовать эти инструменты.

Те, кто рассчитывает, что за счёт повышения зарплаты после получения степени MBA сразу удастся вернуть средства, вложенные в это образование, ошибаются. За полгода это не удастся. Как правило, срок окупаемости составляет год или два.

С другой стороны, мы располагаем статистикой HeadHunter о зарплатных предложениях работодателя. Данные исследования показывают, кто обладает степенью MBA, обращены более выгодные предложения. Другое преимущество обладания дипломом MBA состоит в том, что HR-службы международных компаний хорошо узнают этот диплом, и шансы на трудоустройство в таких компаниях у обладателей степени MBA – выше. Однако нужно учитывать, что программа MBA будет соответствовать международному эталону, только если она аккредитована Ассоциацией MBA. Не всякая программа MBA, даже списанная под кальку с сайтов зарубежных школ, – это в полной мере международная программа.

UBO: Приходят ли к вам люди исключительно ради «корочки»?

Л.Е.В.: Это бессмысленно. Таких людей мы отсеиваем на уровне вступительного эссе. Если человек пришёл за формальной степенью MBA – это не к нам. Всё равно либо не пропустим на вступительных, либо потом отчислим.

UBO: Именно для этого вы требуете эссе?

Л.Е.В.: Эссе мы требуем – да и во всём мире требуют – для того, чтобы понять, что перед нами за человек. Ведь только так, в форме свободного текста, человек может показать, как он мыслит и чего хочет. Бывает, человек, например, правильно отвечает на вопросы, касающиеся знаний, но в свободной форме высказывается односложно, тривиально. Тогда мы назначаем собеседование, и если окажется, что проблема не в том, что человек не владеет связной письменной речью, а в том, что он пришёл не за знаниями, а за корочкой, мы его не возьмём. При написании эссе человек должен ответить на ряд вопросов – например, о том, какую карьеру он выстраивал до того, как решил получить MBA, каковы его устремления – причём не только карьерные, обратите внимание. Есть пункты, которые демонстрируют креативность, – например, финансистов мы спросим, какой вопрос они хотели бы задать Уоррену Баффету, Алексею Кудрину. Эссе раскрывает для нас человека.

UBO: Помимо эссе, что-нибудь нужно сдавать при поступлении?

Л.Е.В.: Необходимо подать определённый набор документов (копии трудовой книжки, дипломов и тому подобное) и пройти тест по английскому – только для определения уровня знаний, потому что обучаем мы даже с элементарного уровня. Для финансистов ещё существует тест по составлению финансовой отчётности по РСБУ. Это делается потому, что иногда финансовый уровень людей, которые оказываются вместе в аудитории, – разный. И для того, чтобы программа не опускалась на уровень тех людей, которые знают мало, а поднималась, мы дополнительно вводим для тех, кто не прошёл это тестирование, так называемый пре-MBA по бухучёту – бесплатно для слушателей. Тем самым мы подтягиваем их перед тем, как начнётся основной курс по учётным дисциплинам.

UBO: А как абитуриенту решить, на какую из программ MBA поступать?

Л.Е.В.: Прежде всего, ему нужно задать себе вопрос, как он хочет выстроить свою карьеру. Если человек готов уйти из отрасли, в которой он работает, чтобы подрасти в функционале, мы предлагаем ему функциональную специализацию. В этой категории мы предлагаем такие варианты, как «стратегический менеджмент и управление» (это самая широкая специализация, ближе всего к дженералистским истокам MBA), «финансовый менеджмент», «маркетинг-менеджмент», «управление человеческими ресурсами»... А если человек хочет расти в своей отрасли, но вверх, мы рекомендуем ему отраслевую специализацию: «телеком», «медицина», «нефтяной бизнес» и так далее. На этих направлениях мы делаем акцент на отраслевой специфике. Например, когда речь идёт о медицине, следует в полном объёме давать страхование, потому что для отрасли крайне актуальны страховые вопросы. А в других специализациях страхование идёт в рамках обычного финансового блока.

UBO: Но ведь в России и другие учебные заведения предлагают MBA? Чем отличаются программы MBA, предлагаемые МИРБИС, от аналогичных программ других бизнес-школ?

Л.Е.В.: Я бы выделила четыре основных отличия. Заметим, что если бы вы с этим вопросом обратились в другие бизнес-школы и к руководителям других программ MBA, скорее всего, перечислялись бы те же факторы, что и я сейчас назову. Но перечислялись бы не все. Например, кто-то говорит: мы готовим лидеров. И ставит точку. Кто-то говорит: у нас сильнейшая международная программа, мы ориентированы на Запад. Кто-то говорит: мы первые, – и опять на этом ставит точку.

Чем отличается МИРБИС? Тем, что все факторы до единого, которые выставляют другие программы MBA как своё преимущество, у нас есть. Потому что, во-первых, мы были первыми, и это действительно так. Мы также были в числе первых ВУЗов, которым дали возможность выдавать государственный диплом MBA. Мы занимаем самую большую долю на рынке – и, заметим, в условиях кризиса она возросла. У нас сильнейшая международная составляющая. Во-вторых, у нас лучшие преподаватели. Хотя это можно услышать от каждого, у нас есть доказательства: например, у нас есть школа педагогики, и мы готовим преподавателей специально для MBA. И не только для нас – к нам приходят преподаватели из других бизнес-школ.

Третий, и очень важный, момент – МИРБИС с самого начала был не факультетом при каком-то ВУЗе, мы сразу были организованы как СП с итальянской стороной. Ведь как бывает, особенно в кризис: бизнес-школа при каком-то учебном заведении либо не набрала достаточно слушателей, либо они ушли во время кризиса, – но есть бюджетные деньги. И особенно думать о том, чтобы повышать квалификацию преподавателей, модернизировать инфраструктуру, заботиться о том, чтобы клиент получил то, за чем пришёл, – не обязательно, бюджет всё покроет. Вот этого у нас нет. Мы – частная школа. Сейчас на рынке всего две крупные частные школы из той когорты, которая начала этот рынок формировать и осталась на нём, – это мы и ИМИСП. То есть, что такое бизнес, мы знаем не понаслышке. Мы – организация, которая не имеет бюджетных денег, живёт в условиях жёсткой конкуренции, которая постоянно требует от нас оперативной реакции. И четвёртое: широчайшая линейка специализаций – у нас их семнадцать. Мы специально поддерживаем такое разнообразие. Ведь, хотя исторически программа MBA строилась как дженералистская управленческая программа, мир изменяется. И сейчас нужны тонкие настройки.

UBO: Значит ли это, что ваши программы легко адаптируются к изменяющейся обстановке?

Л.Е.В.: Конечно. Ежегодно мы в обязательном порядке актуализируем программы, особенно по блоку специализации. Мы добавляем новые курсы. Например, с будущего года в качестве обязательного курса введена «этика бизнеса и социальная ответственность». Мы пробовали читать этот курс уже два раза, один раз читал профессор из SurreyUniversity Альф Кроссман, слушатели даже будут получать сертификат этого университета. Был очень большой интерес, и мы этот курс ввели в обязательную программу. С сентября запускаем годовую игру, бизнес-симулятор GlobalManagementChallenge, и весной планируем определить группы победителей, которые уже пойдут на российские и международные конкурсы. Вводим дополнительные стажировки за рубежом. У нас появилась новая программа – это магистратура + MBA.

UBO: А что представляет собой магистратура + MBA?

Л.Е.В.: Человек поступает на 2,5 года. Ему, кроме управленческих навыков или повышения квалификации по специальности, нужно кардинально изменить свой путь, то есть получить второе образование. MBA вторым образованием не является. Мы предлагаем совместить два процесса – получение второго образования в виде магистратуры и управленческую подготовку. По окончании курса слушатели получают два государственных диплома: один – диплом магистратуры управления проектами, второй – MBA на выбор: финансовый менеджмент, маркетинг-менеджмент или стратегический менеджмент и предпринимательство.

UBO: Возвращаются ли слушатели, закончив программу MBA?

Л.Е.В.: Мы им не говорим «до свидания», они не уходят. Дело в том, что у нас есть ассоциация выпускников, более пяти тысяч человек. Для них введены большие скидки при проведении платных мероприятий и при повышении квалификации, есть бесплатный мастер-класс. В течение двух лет после окончания программы MBA есть возможность бесплатно посещать любые занятия любой специализации программы MBA. Это удобно потому, что, когда человек поступает первый раз, он ограничен рамками своей должности. Потом, начав учиться, он, как правило, меняет работу. А после получения диплома он погружается в новую работу, требующую новых знаний. Эти знания можно оформить отдельным дипломом, и выпускникам будут предоставлены большие скидки. То же касается стажировок.

UBO: Как можно сочетать обучение по программе МВА со своей работой? Какой график вы можете предложить?

Л.Е.В.: Во-первых, следует понимать, что, поскольку мы вручаем государственный диплом MBA, есть определённые требования, которые мы обязаны выполнять. В частности, это касается продолжительности обучения. Так, если у вас нет экономического или управленческого образования (или оно есть, но вы хотите обновить свои знания), вы учитесь два года. А если образование у вас есть и вы удовлетворены его качеством – полтора. Регламентируются часы в программе, базовые пункты её содержания. Чтобы, например, не возникало ситуации, когда в программе «стратегический менеджмент» читался бы, скажем, только менеджмент. Государство говорит: нет, должны даваться и финансы, и маркетинг, и право. Естественно, дизайн, наполнение – это всё за бизнес-школой.

Но график мы регулировать можем. У нас есть разные варианты. Люди учатся по вечерам – не каждый день, конечно, а три раза в будни. Другой вариант – в субботу плюс один вечер будней. Третий – всю субботу целиком. А для наших слушателей в регионах есть специальный формат – две недели с утра до вечера, но раз в три месяца. Есть простор для выбора.

Плюс ко всему, у нас есть недавнее нововведение – blendedlearning, или «смарт-обучение», – предполагающее перераспределение часов в пользу виртуального класса. Не хочу говорить «дистанционное обучение», потому что для MBA оно непригодно – в MBA обязательно должен быть большой блок аудиторной работы, общения. У нас есть специальная оболочка «Виртуальный класс», позволяющая человеку построить свои занятия так, что в аудитории происходит только презентация проекта. Это удобно для слушателя, который может гибко сочетать свою нагрузку с обстоятельствами: например, может начать с обыкновенной программы, потом поехать в командировку и перейти на blendedlearning. Потом вернуться – и перейти на обычную программу. Так что в плане режима обучения мы обладаем большой гибкостью.

UBO: Набросайте, пожалуйста, примерный портрет слушателя ваших программ MBA – средний возраст, пол, трудовой стаж, жизненные устремления…

Л.Е.В.: Мужчин среди слушателей заметно больше, чем женщин – 65-70%. На финансовых специальностях женщин побольше, но на всех остальных мужчины превалируют. Средний возраст – 31 год. Обратите внимание, идёт омоложение аудитории MBA: начиналось всё с сорокалетних и старше, потом средний возраст долго держался на уровне 35 лет, затем 33, а сейчас – уже 31. Если говорить об образовании, широко представлено техническое и экономическое образование, гуманитариев меньше. Теперь о позициях слушателей в компании. Преобладают руководители департаментов и отделов, их примерно треть. Специалисты – порядка 28%, руководители направлений – 27%, собственники и топ-менеджеры – 15%. Последнее относится к небольшим компаниям, топ-менеджеры и собственники крупных компаний учатся у нас на ExecutiveMBA. Но всё это – сухие цифры. Если говорить о портрете, то я хотела бы упомянуть нашу «Слушательницу года» Киру Белову. Это очень приятный, знающий человек, имеющий разносторонние интересы. Её цель – создание социально ориентированного проекта с детьми. Я бы хотела, чтобы больше слушателей было на неё похоже. Вообще, немножко меняется аудитория. Приходит всё больше людей, ориентированных на социальную ответственность, желающих сделать как можно больше, в том числе за рамками своих должностных обязанностей. Поэтому у нас выпускники MBA ведут дома ребёнка, есть целая группа, которая курирует детские дома. Люди становятся лучше, светлее – я с самого начала на рынке бизнес-образования и могу с уверенностью об этом судить.

UBO: А как вы оказались на рынке бизнес-образования?

Л.Е.В.: В 1986 году я закончила финансовый факультет Плехановской академии. Я – финансист-ценовик по образованию, раньше существовала такая специализация. Немного поработав в институте, который ещё в советские времена занимался конъюнктурой и спросом при Министерстве торговли (ещё отсюда идёт рыночная атмосфера), я стала писать кандидатскую диссертацию, одновременно сидела с дочкой. Кстати, очень рекомендую женщинам совмещать работу над диссертацией и ребёнка. Потом ребёнок пошёл в детский садик, а я защитила диссертацию, осталась на кафедре и стала преподавателем. Потом наступили наши знаменитые 90-е, и начал формироватьсясектор бизнес-образования. Тогда преподаватели стали объединяться в коллективы по интересам, причём не из одного ВУЗа, и мы таким образом собрали команду и стали проводить семинары – сначала для финансистов, а потом для преподавателей бизнес-образования. Это было очень интересно, всё только начиналось, в том числе вообще финансовый менеджмент (я, кстати, соавтор первого учебника по финансовому менеджменту). Потом я стала главным редактором журнала «Финансовый менеджмент», оставаясь в бизнес-образовании. Потом я возглавила направление MBA «финансовый менеджмент», а вслед за этим стала руководителем департамента программ MBA МИРБИС в целом. Сейчас я занимаю эту должность, работаю редактором журнала, но и сама вхожу в аудиторию, преподаю, потому что я уверена, что невозможно управлять процессом, которого не знаешь. Это – тезис всего МИРБИС и, получается, мой тоже.

UBO: Вы как женщина, работающая в деловой среде, можете ответить, для деловой женщины получение MBA означает принципиальное изменение статуса или нет?

Л.Е.В.: Вообще, женщин в бизнесе становится всё больше и больше, и они разные. Бывают и лидеры – с жёсткой хваткой, которая может скрываться под исключительно нежной женственной внешностью. Это не мне говорить, об этом свидетельствуют и фильмы, и книги, и, наверно, личный опыт читателей. Кстати, женственность часто бывает конкурентным преимуществом в переговорах, причём особенно эффективным, если женщина ведёт переговоры жёстко. В России у нас появляются клубы деловых женщин – это интересная тенденция. Теперь что касается MBA. По данным Fortune, четыре из пяти успешных женщин, которые имеют позицию CEO, учились в бизнес-школах на программах MBA. У нас женщин пока мало, порядка 30%, но в международных бизнес-школах наметилась тенденция к увеличению их количества. Уменяестьданные, чтов New York University Stern School of Business – 40% женщин. INSEAD, кстати, проводит отдельные консультации для абитуриенток, желающих поступить на программы MBA и ExecutiveMBA, – помогает женщине отвечать на вопросы так, чтобы пройти испытания. Это означает, что есть задача по вовлечению женщин в бизнес-образование, чтобы им легче было устраивать свою карьеру в дальнейшем. Но во всех бизнес-школах на программах MBA имеется перевес в сторону мужчин. Впрочем, это – как в бизнесе, ведь MBA – это отражение бизнеса.

 

просмотров: 32507

 



Выставки и конференции

Молодежный Образовательный Фестиваль и выставка «ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. КАРЬЕРА. СПОРТ»
20.02.2018 - 22.02.2018, Уфа, ул. Менделеева, 158, ВДНХ-ЭКСПО

Выставка "Образование и карьера"
02.03.2018 - 03.03.2018, Москва

Интервью

Интервью с Директором департамента программ МВА, д.э.н., профессором, главным редактором журнала «Финансовый менеджмент» - Лисицыной Екатериной Викторовной Интервью с Ильей Викторовичем Долгих — старшим преподавателем и экспертом учебного центра «Академия Электронных Торгов»

04.04.2017 | Читать интервью

Интервью с Директором департамента программ МВА, д.э.н., профессором, главным редактором журнала «Финансовый менеджмент» - Лисицыной Екатериной Викторовной Интервью с Еленой Пономаревой — преподавателем семинаров для предприятий пищевой промышленности в ЦНТИ Прогресс

04.04.2017 | Читать интервью

Интервью с Директором департамента программ МВА, д.э.н., профессором, главным редактором журнала «Финансовый менеджмент» - Лисицыной Екатериной Викторовной Интервью с Мариной Патрениной - куратором программы «Руководитель отдела продаж»

01.02.2017 | Читать интервью

Интервью с Директором департамента программ МВА, д.э.н., профессором, главным редактором журнала «Финансовый менеджмент» - Лисицыной Екатериной Викторовной Интервью с Бедаревой Еленой Павловной, адвокатом, российским евразийским патентным поверенным

19.12.2016 | Читать интервью

Обновления
Активные дискуссии

Кому помогают тренинги личностного роста?
(последний ответ: 15.01.2017 19:29)
Двадцать человек, одна степень
(последний ответ: 28.12.2016 16:55)
Диплом MBA: "круче " не бывает
(последний ответ: 28.12.2016 16:46)

Все выставки и конференции

Все интервью

Все форумы

   




© 2004-2017 UBO.RU
Бизнес-образование в России и за рубежом
Федеральный экспертный канал


Использование материалов портала ubo.ru, возможно только с письменного разрешения администрации.

Рейтинг@Mail.ru  
написать письмо написать письмо
Контактные телефоны:
+7 (343) 774-79-74 (в Екатеринбурге)
+7 (499) 112-41-96 (в Москве)
+7 (812) 409-37-30 (в Санкт-Петербурге)
+7 912 22-66-200, +7 950 55-333-64 (дополнительно)