«Нам есть чему поучить Запад!» — российский опыт евроинтеграции. Не выезжая из России : MBA для топ-менеджеров по-европейски.

  • Post category:Интервью

Интервью с координатором совместной программы Executive МВА Школы менеджмента университета Антверпена и ИБДА Марковой Светланой Евгеньевной

«УралБизнесОбразование»: Светлана Евгеньевна, насколько популярны совместные программы уровня Executive MBA?

С.Е.: Многие известные бизнес-школы мира создают подобные программы, причем, эта тенденция охватила учебные заведения на разных континентах. Достаточно взглянуть на рейтинг программ Executive MBA Financial Times: на первом месте совместная программа Kellogg и Hong Kong UST BS, проводимая в Китае; на втором — программа Trium, созданная в партнерстве французской HEC, английской LSE и американской Stern; четвертое место занимает совместная программа Columbia и London BS. Есть сложные содружества, например Purdue (США) — Tias (Нидерланды) — CEU (Венгрия) — GISMA (Германия), занимающая 11-е место. Или CUHK (Китай) — RSM (Нидерланды) — UNC Kenan-Flagler (США) — FGV Sao Paulo (Бразилия) — Egade (Мексика), попавшая на 32-е место.

«УралБизнесОбразование»: По каким принципам университеты подбирают партнеров?

С.Е.: Главное — школы пытаются обеспечить слушателей интернациональным опытом управления. Причем, все большее внимание уделяется таким регионам, как Китай, Индия, Центральная и Восточная Европа, Бразилия и, конечно же, Россия.

Институт бизнеса и делового администрирования сотрудничает со Школой менеджмента университета Антверпена (UAMS, Бельгия) с 1997 года, то есть актуальную ныне тенденцию мы уловили еще десять лет назад.

Несмотря на то, что Бельгия небольшая страна, ей, безусловно, отведена особая роль в Европе. В Брюсселе находятся штаб-квартиры ведущих европейских организаций. В Антверпене — одном из крупнейших портов Европы — пересекаются основные торговые пути, и уже на протяжении нескольких столетий процветает торговля. Бельгийцы говорят на четырех языках. По производительности труда страна занимает второе место в мире, после США.

Таким образом, сотрудничество с UAMS изначально рассматривалось нами как путь к активной интеграции в европейский бизнес. Ведь выпускники получают дипломы международного образца: такой же престижный европейский диплом, как и у выпускников программы ЕМВА в Бельгии и степень (Degree) Executive Master of Business Administration школы менеджмента Университета Антверпена, а также государственный диплом Министерства образования Бельгии, признаваемые и высоко оцениваемые в Европе и в США. Программа имеет аккредитацию AACSB.

«УралБизнесОбразование»: На кого ориентированы программы Executive MBA?

С.Е.: Основная идея программ EMBA — подготовка топ-менеджеров с широкими взглядами, способных возглавить крупную компанию. Слушатели получают знания по всем основным областям менеджмента, однако без углубленного изучения какой-то конкретной дисциплины. Подобная «деспециализация» позволяет руководителю высшего звена избавиться от комплекса «узкого специалиста» и обеспечивает его навыками эффективной коммуникации с менеджерами различных отделов.

Характерной особенностью совместных программ Executive MBA в России является относительно молодой возраст слушателей по сравнению с российскими ЕМВА. В среднем он составляет 34 года. Дело в том, что порядка 70% нашей аудитории — это руководители отделов или проектов российских представительств западных фирм, где более высокие позиции обычно заняты экспатами. Напротив, на российских программах ЕМВА больше директоров и собственников отечественных компаний.

«УралБизнесОбразование»: Интерес российских руководителей к западному бизнес-образованию закономерен. Проявляют ли иностранцы заинтересованность к обучению в России?

С.Е.: Пока сложно говорить о массовом характере этой тенденции. Тем не менее, например, на российско-бельгийскую программу Executive MBA, постоянно подают заявления иностранные граждане. Обычно это экспаты длительное время проработавшие в России и успевшие выучить язык. Ведь половина наших курсов читается на английском языке, тогда как остальные — на русском. У нас есть слушатели и выпускники из Болгарии, Польши, Бельгии, Индии. Для них основным мотивом поступления на программу было желание разобраться в тонкостях ведения бизнеса на российском рынке.

«УралБизнесОбразование»: Каким опытом должны обладать профессора, преподающие на совместных программах Executive MBA?

С.Е.: Такие программы, как наша, собирают слушателей с управленческим опытом от семи лет. Для того чтобы вести занятия в подобной аудитории, профессору необходим международный опыт, причем, не только преподавания, но и ведения бизнеса. Иначе он просто не сможет говорить со слушателями на одном языке.

При создании совместных программ всегда существует проблема адаптации западных бизнес-технологий к реалиям российской среды. Опыт показывает, что в одиночку зарубежным профессорам с этим справиться непросто. Главное, чтобы они видели в российских коллегах не просто тьюторов, читающих стандартный курс, а полноправных партнеров, проявляли гибкость и прислушивались к их рекомендациям. Тогда программа становится по-настоящему интересна российским топ-менеджерам.

Именно такие взаимоотношения творческого сотрудничества сложились на нашей программе между бельгийскими и российскими профессорами. В программе принимают участие также профессора из Babcock Graduate School of Management Wake Forest University (NC, USA). Babcock Graduate School of Management университета Wake Forest (NC, USA) — эта бизнес-школа, имеющая долгосрочные соглашения о сотрудничестве с Институтом бизнеса и делового администрирования (IBS-Moscow), входит в число «топ — 30» по 5 ведущим мировым рейтингам бизнес-школ и находится в числе двадцати лучших университетов США.

«УралБизнесОбразование»: Какие методики преподавания эффективны для взрослой аудитории?

С.Е.: Интерактивные семинары, опирающиеся на практический опыт слушателей, работа над кейсами в малых группах, деловые игры, компьютерные симуляции, тренинги. У нас за последнее время многие занятия проводятся в формате коучинга, а команда преподавателей активно пополняется бизнес-тренерами.

Очень важны установки на командную работу, причем, не только в ходе аудиторных занятий, но и при выполнении дипломного проекта. Так, на российско-бельгийской программе Executive MBA вместо написания индивидуальной магистерской диссертации слушатели выполняют коллективный бизнес-проект — Master Project. Группа из 3-4 человек разрабатывает реальный бизнес-план, обычно для компании одного из слушателей, либо по заказу фирм, сотрудничающих с бизнес-школой. Темы проектов различны: от запуска нового предприятия до изменения стратегии и реинжиниринга бизнес-процессов. За последнее время было много работ по выводу на рынок новых лекарственных препаратов, девелопменту, открытию сетей магазинов.

«УралБизнесОбразование»: Насколько интересен опыт российских слушателей представителям западных фирм, в которых проходят зарубежные стажировки?

С.Е.: Общение слушателей нашей программы Executive MBA с руководителями зарубежных фирм — это всегда оживленные дискуссии. Ведь и те и другие являются топ-менеджерами с уникальным управленческим опытом. И если раньше основной акцент делался на возможность перенять западный опыт, ознакомиться на практике с их стилем ведения бизнеса, то сейчас все чаще приходится наблюдать, как россияне консультируют западных коллег по вопросам освоения нашего рынка.

Например, во время последней стажировки наших слушателей в Бельгии руководитель отдела маркетинга компании BARCO, лидера по производству техники для отображения информации, делал презентацию по маркетинговой стратегии в России на ближайшие несколько лет. Он начал выступление со своего видения современной России, высказал опасения по поводу нестабильности рынка. Однако в ходе дискуссии, где экспертами выступали наши слушатели, ряд сомнений был развеян. И, как известно, BARCO сейчас расширяет свою деятельность в Москве.

«УралБизнесОбразование»:  Правда ли, что ваша программа является партнером фирмы «Майкрософт»?

С.Е.: 5 сентября 2007 года компания «Майкрософт» открыла в Москве свой корпоративный университет. В результате сложного и многоступенчатого тендера партнером компании по переподготовке топ — менеджеров стала наша программа ЕМВА Школы менеджмента Университета Антверпена (UAMS), проводимая совместно с Институтом бизнеса и делового администрирования (ИБДА).

«УралБизнесОбразование»: Как стать слушателем программы Executive MBA ИБДА-UAMS?

С.Е.: Потребуется уровень знания английского языка не ниже Upper-Intermediate и прохождение неформального собеседования с бельгийским руководством программы и профессорами UAMS.

Мы уделяем особое внимание формированию «гомогенной» группы. Небольшие гомогенные группы (не более 20-25 человек), формируемые путем тщательного отбора слушателей с большим практическим опытом в бизнесе, серьезной мотивацией, высоким интеллектуальным и образовательным уровнем, способных делиться своим опытом и учиться друг у друга, реализуют основной западный принцип бизнес образования: «Enrichment through sharing» — обогащение от взаимного общения.

На нашей программе Executive MBA конкурс на вечерний формат составляет два человека на место, на модульном несколько ниже — 1,5.

Мы приглашаем  на День открытых Дверей программы 28 февраля 2008 года, на котором в неформальной обстановке Вы могли бы получить ответы на вопросы, пообщаться с выпускниками и администрацией программы.

Регистрация на День открытых Дверей.

Открыта запись на тестирование и прием заявлений на обучение (он-лайн) на вечерний и модульный формат программы.

Координаты совместной программы Executive МВА Школы менеджмента университета Антверпена и ИБДА:

Академия государственной cлужбы при Президенте РФ (м. Юго-Западная), пр-т Вернадского, 84, 2-ой учебный корпус, офис 1174.

Тел.: (495) 107-21-28, 436-01-15
Факс: (495) 434-11-48
E-mail: emba@ibs-m.ru