?
Компания
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
Бизнес-тренер
Логин:
Пароль:
  | Забыли пароль?
 
Регистрация
  ubo.ru   карта сайта  
Поиск
Искать:
 

Рэнкинг российских бизнес-школ 2008
Автор: admin
Дата: 23.09.2008 18:06

Обсуждаем исследование:
Рэнкинг российских бизнес-школ 2008

По версии журнала "Секрет фирмы". Сентябрь 2008

Ответить|Цитировать|Сообщить
Re: Рэнкинг российских бизнес-школ 2008
Автор: Юрий
Дата: 02.10.2008 15:23

Работа над ошибками.

Журнал «Секрет фирмы» вновь обрадовал публику свежим рейтингом российских школ бизнеса. Именно на него теперь будут ориентироваться те, кто собирается поступать на МВА и выбирает себе школу бизнеса. Если сравнивать этот рейтинг с прошлогодним, сентябрьским 2007 г., можно заметить, что он с топ-20 расширился до топ-30, при этом его топовая часть практически не изменилась. И это притом, что увеличилось число анкетируемых, добавилась система учета актуальности оценок, были отброшены крайние значения и т.д. и т.п.
Есть такой анекдот про одного рабочего, который всю жизнь на заводе собирал автомат Калашникова. Бедняга, даже уйдя с этого завода, что ни сделает, а все равно в итоге получается автомат Калашникова. С чего это я вспомнил этот анекдот?
Так или иначе, приходится вновь потрудиться и сделать работу над ошибками.

Ошибка 1 (терминологическая)

Рейтинг называется «Топ-30 российских бизнес-школ». Очень хочется знать: что мы здесь считаем российской бизнес-школой? Кажется логичным называть российским образовательное учреждение, которое, по крайней мере, имеет российскую аккредитацию и выдает российский диплом. Или все же то, которое лишь проводит обучение на российской земле? Тогда расположенные под Чеховым или во Всеволожске заводы компаний «Данон» и «Форд» мы также должны считать российскими. К чему это все? Как быть с занявшим 15 место в рейтинге Американским институтом бизнеса и экономики? Есть ли у него российская аккредитация и выдает ли он российский диплом МВА – неизвестно.
Другой пример: Институт бизнеса и экономики АНХ (9 позиция) выдает только диплом МВА Калифорнийского Государственного Университета. Тоже считаем российской бизнес-школой?

Курьез: 25 позицию в рейтинге занимает интересный гибрид под названием «Высшая коммерческая школа при Всероссийской академии внешней торговли Минэконоразвития России». Такой бизнес-школы в России нет. Есть Высшая коммерческая школа Минэконоразвития России.

Ошибка 2 (хронологическая)

Авторы рейтинга, стремясь к научной точности, опрашивают выпускников за восемь лет; оценки дифференцируют по годам, присваивая некие коэффициенты актуальности. Вся эта кропотливая околонаучная работа по выведению «балла школы» за 8 лет в итоговой формуле соединяется с показателем «стоимость обучения», который учитывает стоимость программ МВА осени лишь одного года – 2008. Интересно, знают ли авторы, как за восемь лет менялась стоимость программ?
К тому же, не проще ли вообще опрашивать выпускников не за восемь, а например, за три года? Ведь программы МВА не стоят на месте, они развиваются и иногда довольно серьезно видоизменяются. Можно сказать, что выпускники одной программы МВА, окончившие бизнес-школу восемь лет назад и два года, фактически заканчивали разные бизнес-школы.
Не проще ли ограничить опрос, например, тремя годами? Это будет более адекватный подход. Правда тогда экспертная вольница с коэффициентами актуальности оценки окажется ненужной…

Ошибка 3 (хроническая)

Еще год назад, комментируя предыдущий рейтинг «СФ», я задавал вопрос, стоимость каких программ МВА учитывается в рейтинге. Мне ответили, что учитывалась стоимость вечерних программ МВА «Общий и стратегический менеджмент», но в тех случаях, когда таковых нет – стоимость других программ, считающихся базовыми. Значит, опять учитываются программы разного формата, и этот факт сам по себе уже говорит о необходимости смены такого критерия. Всем известно, что стоимости разных программ МВА в рамках одной школы часто различаются в соответствии с принятой ими ценовой политикой. Например, в ряде школ стоимость модульных программ МВА выше из-за включения в них зарубежных модулей. Получается, что бизнес-школа, имеющая, например, всего одну модульную программу МВА с точки зрения рейтинга оказывается в существенно лучшем положении, чем бизнес-школа с более широким набором программ.
В итоге, в некоторых случаях берутся цены более дорогих программ МВА (ВШБ МГУ, РНВШУ, Синергия и др.) при наличии более дешевых, а в некоторых – менее дорогих программ (ВШМБ). Т.е., в одном случае модульная, в другом – вечерняя, и наоборот. Кстати, в случае с ИБиЭ вообще «потеряли» $ 8400 от второй части стоимости программы!
Стоимостной показатель, который был призван учесть баланс спроса и предложения на программы МВА на деле говорит лишь о предложении, а спрос на программы МВА бизнес-школы (гораздо более интересный и важный показатель) вообще не учитывается. Получается, чем выше стоимость программы МВА, тем выше показатель в рейтинге, а сколько слушателей удалось заинтересовать этой программой – вещь второстепенная. Одно дело принять 25 человек, а другое – в три раза больше.

Ошибка 4 (фундаментальная)

Возьмем показатель «сложность испытаний при поступлении». Вроде, в данном рейтинге считается, что чем труднее поступить, тем лучше. А не путаем ли мы здесь опять МВА с первым высшим образованием? Ведь на МВА идут совсем другие люди: более зрелые, с практическим опытом работы в бизнесе, хорошо мотивированные к обучению. Давайте мы их на вступительном тестировании заставим решать задачки из учебника! А не решат – гнать их, недостойны, мол, пополнить ряды блестяще образованных представителей российского бизнеса! Подход странный. На памяти случай, когда поступать на программу МВА пришла женщина с медицинским образованием. Кейс она бы точно не решила, но у нее в активе были две (!) собственных, хорошо работающих компании. Вы спросите, зачем она, в таком случае, пришла? Хотела узнать больше, чтобы работать еще лучше. Примеров такого рода достаточно много.

Другая «сложность». Почему считается, что искусственное создание «сложности обучения» (обладатели наивысшей сложности – естественно, программы МВА на английском языке) - это большое достижение бизнес-школы? Такой вывод можно сделать, исходя из анализа показателей бизнес-школ, присутствующих в верхней части рейтинга.
Не логично ли предположить, что обучение взрослых, работающих людей должно отличаться от обучения студентов бакалавриата и магистратуры? В обучении по программе МВА нет задачи создать слушателям невыносимые условия обучения, заваливать их объемными домашними заданиями, заставлять отвечать билеты по учебнику. Главное, как нам кажется, в другом: развить у слушателей навыки, необходимые для ведения бизнеса и пробудить у них творческий подход к решению сложных бизнес-задач. И это все, на что должна претендовать бизнес-школа!

Что в остатке?

Безусловно, интересны данные «приобретение теоретических знаний», «приобретение практических навыков», «преподавательский состав», «полезность установленных связей», если они получены в корректно определенной выборке. К сожалению, такой уверенности нет (см. начало этой статьи). Положение не становится другим от того, что авторы рейтинга «по многочисленным просьбам МВА сообщества» (т.е. нас), рассчитали среднюю ошибку выборки. В данном случае, боюсь, что и методологический подход к составлению рейтинга, и использовавшиеся данные, дают такую ошибку, которая с лихвой перекрывает все остальные.
Чего боится «СФ», не желая привлекать профессионалов рынка бизнес-образования (хотя бы, например, Российскую ассоциацию бизнес-образования, Российскую Лигу МВА и др.) к совместной работе над созданием адекватного рейтинга бизнес-школ, не очень понятно. Никто из них не претендует на участие в арифметических действиях, принцип для них важнее.

Благодарности.

Однако, у этого рейтинга есть и очевидный плюс. Главное, хорошо, что кто-то опрашивает выпускников бизнес-школ и последние могут хотя бы приближенно оценить «узкие места» в своей организации обучения. Иначе, как и любым структурам, бизнес-школам со временем свойственно переставать реагировать на сигналы обратной связи, забывать постоянно усовершенствовать свои программы и хвастаться давно девальвировавшимися прошлыми достижениями. И за это спасибо «Секрету фирмы».


Ответить|Цитировать|Сообщить
Re: Рэнкинг российских бизнес-школ 2008
Автор: Felix
Дата: 05.10.2008 17:30

А вот как раз хотелось бы узнать - какой ретинг российских MBA-школ вы считаете самым верным, объективным?

Ответить|Цитировать|Сообщить
Re: Рэнкинг российских бизнес-школ 2008
Автор: М.Сазонов
Дата: 02.11.2008 07:54

В России катастрофически не хватает грамотных управленцев всех уровней! Не эта ли основная причина углубления кризиса в нашей экономике?! Так почему же стоимость обучения у всех бизнес-школ чересчур высокая? Особенно для провинциалов. На мой взгляд, помимо президентской программы государству необходимо в срочном порядке – на конкурсной основе отбирать и финансировать образование самых талантливых и в потенциале успешных предпринимателей.

Ответить|Цитировать|Сообщить
Re: Рэнкинг российских бизнес-школ 2008
Автор: Гость
Дата: 10.02.2009 19:20

В разных школах АНХ стоимость обучения по МВА варьируется от 294 до 675 т.р. Т.е. разница при вроде бы всех равных условиях составляет почти 400 (!) т.р.

Ответить|Цитировать|Сообщить


Ответить

Извините, но у вас нет прав для того, чтобы писать в этом форуме.

 



Выставки и конференции

Выставка «Образование. Карьера»
07.10.2021 - 10.10.2021, Казань

Международный форум молодых исследователей креативной экономики
28.10.2021, Online

Образование через всю жизнь
09.11.2021 - 11.11.2021, Челябинск

Выставка "Образование. Технологии. Карьера"
18.11.2021 - 20.11.2021, Уфа

Выставка "Глобальное образование"
25.02.2022 - 26.02.2022, Самара

Донской образовательный фестиваль «Образование. Карьера. Бизнес»
19.04.2022 - 20.04.2022, Ростов-на-Дону

Статьи
Уфимские ученые придумали, как ускорить интернет Решение, которое позволяет генерировать оптические вихри для интегральной фотоники, разработали специалисты Школы перспективных исследований и технологий фотоники SPhERA при Уфимском государственном авиационном техническом университете (УГАТУ).
  [IT, Софт]

4 главных технологических тренда в 2021 году Независимо от того, в какой части мира вы живете, практически невозможно избежать процесса изменения повседневной жизни посредством новых технологий. Итак, каким образом технологии изменят вашу работу и личную жизнь в текущем году?
  [Технологии]

Университеты в России: как это работает
[Высшее образование]

Автор: Кузьминов Я.И., Юдкевич М.М.

Цена: 501 руб. | подробнее

перейти в раздел «Книги и учебные пособия» →

Все выставки и конференции

Все интервью

 
   
 


 



© 2004-2021 UBO.RU
Образование и бизнес-образование в России и за рубежом / admin@ubo.ru

При любом использовании материалов, гиперссылка на UBO.RU обязательна.

Рейтинг@Mail.ru  
Группа ВКонтакте