В конце 70-х годов Академия педагогических наук СССР проводила эксперимент с условным названием «Школа полного дня». Об образовательном проекте, цель которого была создание наиболее благоприятных условий для воспитания гармонично развитой личности, рассказала Ольга Пятецкая в статье «В школе только гении», опубликованной в газете «Советская Россия» в 1980 году.
В школе только гении
1980 год
Как сделать, чтобы все школьники учились читать не только книги, но и живописные полотна, понимали иностранный язык, включенный в школьную программу обучения, и язык танца, обучение которому программой не предусмотрено? Чтобы все дети умели жить в прекрасном мире звуков классической музыки и ощущали потребность жить в этом мире. И чтобы при этом у них оставалось время поплавать в бассейне, заняться легкой атлетикой, поиграть в теннис или футбол…
Советское народное образование — система подвижная. 60 лет назад оно начало свою деятельность с «ликбезов» — школ ликвидации безграмотности среди населения, затем прошло длинный путь преобразований, результат которых — обязательное среднее (десятилетнее) бесплатное образование для каждого гражданина страны. И вот сегодня новая задача: помочь каждому ребенку уже в школе ощутить себя разносторонне развитой личностью.
…Небольшой зал с зеркальными стенами. Это класс хореографии в средней школе поселка Ясные Зори Белгородской области (Белгородская область входит в Российскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику. Центр — город Белгород находится в 700 километрах к югу от Москвы). 12-летних школьников, пришедших на урок, хореограф Татьяна Базалеева просит: когда зазвучит музыка, показать, какая она. Раздаются первые аккорды вальса Шопена, и ровная шеренга ребят распадается. Неслышно скользят маленькие фигурки в танце, который рождается прямо на глазах: движения детей органично сливаются с музыкой — так чутко они улавливают ритм и настроение произведения.
Но, может быть, школа поставила целью воспитать из всех своих деревенских ребятишек балетных танцовщиков? Ничего подобного. Следующий урок — математика. Валентина Рынзина, выпускница математического факультета Киевского педагогического института, задает вопрос: чему равен Х+У в квадрате, и сразу поднимается лес рук желающих ответить. Второй вопрос — снова лес рук. Третий, четвертый — картина та же. Потом устная задача — и почти одновременно ребята поднимают карточки с ответом (они должны из нескольких карточек выбрать правильную). Учительница моментально определяет, верен ли выбор, и, если кто ошибся, тот решает у доски дополнительную задачу. В этот раз дополнительное задание получили всего четверо.
Когда звенит звонок, возвещающий перерыв в занятиях, выясняется, что урок продолжался не 45 минут, как он идет в большинстве школ, а 35. Это позволяет, считают некоторые ученые, снимать переутомление у детей, которое накапливается от урока к уроку. Расписание составлено так, чтобы у детей за неделю по три раза, как обязательные занятия, были физкультура, ритмика, изобразительное искусство. Именно в сочетании «серьезного» и «легкого» — та разрядка, о необходимости которой говорят в наш век психологи.
Одним из таких «легких» предметов школьники Ясных Зорь считают уроки воображения. Например, малышам начального класса педагог читает сказку про злой Кашель и злобную Лихорадку. Потом каждый рассказывает, как он себе представляет образы персонажей: «Лихорадка — это пружина, она вся дрожит….», «она похожа на человека, который замерз…», «шуршит, как мятая бумага…», «Кашель квадратный, он коричневого цвета…»
После сказки все рисуют. Но это тоже не совсем обычный урок рисования. Учитель просит детей нарисовать, например, что-нибудь такое, что напоминало бы пушистый снег или блеск драгоценных камней, или протяжный звук трубы.
Три раза в год в школе проводятся опросы детей по тестам, разработанным Академией, ответы на которые в какой-то мере дают представление о процессе в художественном мышлении ребят. Скажем, если раньше вопрос: «Как ты определишь свое понимание радости?» ассоциировался у детей с отличной отметкой или просмотром приключенческого фильма, то теперь встречаются и такие ответы: «Мне было очень хорошо, когда я по радио первый раз услышал игру на клавесине», «я поняла, что означает улыбка Джоконды: она просто очень любит людей».
Однако как же все эти новшества увязываются во времени? Дело в том, что в поселке Ясные Зори, где ведут эксперимент, под одной крышей, по сути дела, расположены сразу четыре школы: общеобразовательная, музыкальная, художественная и спортивная. Это не считая производственных мастерских, где ребята занимаются техническим творчеством, и опытного земельного участка, где они постигают основы агрономии.
Естественно, что такая разносторонняя школа должна быть открыта для детей полный день. В процессе эксперимента стало очевидным, что новая школа в психологии ребят стала равнозначна понятию «клуб».
В Ясных Зорях 450 школьников и 56 педагогов, то есть, в среднем, на каждые 8 учащихся — 1 учитель. Это позволяет планировать день учителей так, чтобы и после обеда (Большинство ребят обедает в школьной столовой, что обходится родителям в 6 рублей в месяц; 1 рубль = 1,5 ам. доллара.) в школе присутствовали педагоги. Такое расписание сделало возможным хотя бы одно обязательное занятие отнести на вторую половину дня. Это, как правило, уроки музыки, рисования или физкультуры.
Сейчас режим полного дня для ребятишек поселка Ясные Зори уже сложился. Для школьников младших классов он выглядит так: занятия начинаются в девять утра. Три урока, потом перерыв на два часа — обед и прогулка. После перерыва дети выполняют «домашние» задания (обязательно со своим учителем). Затем еще один обязательный урок эстетического воспитания: либо в балетном классе, либо в художественной студии, либо в зале, где стоит рояль.
В старших классах педагоги отказались от идеи коллективных приготовлений уроков. Просто весь день до вечера открыты читальный зал, библиотека и все кабинеты: физики, химии, математики, биологии. Дежурные учителя дают консультации, проводят индивидуальные занятия с теми, кто накануне получил неудовлетворительную оценку. Такое персональное занятие является для отставшего обязательным. В основном же старший школьник может относительно свободно распоряжаться своим послеобеденным временем. Если, допустим, у него репетиция в оркестре вечером, он делает свои домашние задания днем, и, наоборот, если тренировка в секции бокса, скажем, с 4 до 5, то в читальне над книгами он может сидеть до десяти вечера. Практика показала: присутствие в школе учителей, к которым можно обратиться за консультацией, значительно облегчило и сократило процесс приготовления домашних заданий.
Энтузиаст этого нового направления в обучении сотрудник Академии педагогических наук Михаил Щетинин, который несколько лет возглавлял школу в Ясных Зорях, в интервью журналистам сказал:
— Не будем закрывать глаза на то, что в некоторых школах у нас еще существует деление учащихся на «сильных», «средних» и «слабых». С моей точки зрения, абсолютно неверная, более того, вредная по своим последствиям градация! Я поддерживаю выводы тех ученых, которые утверждают — все дети талантливы. Неуспех в учебе — это не просто плохие оценки в классном журнале. Это постоянное привыкание к мысли «я ничего не могу». Нет ничего страшнее такой мысли. Это понимают учителя всего мира. Известный французский педагог Ален определил призвание учителя как великое искусство внушать ребенку убежденность в собственном могуществе. Однако желание педагога — еще не все. Должны быть созданы условия, при которых ребенок мог бы найти себя. Как-то я, знакомя одного из наших гостей с ребятами школы в Ясных Зорях, рассказывал: «Это Оля — будущий математик, Саша прекрасно ориентируется в агротехнике, Борис пишет стихи, Сережа — одаренный конструктор». Гость слушал меня и вдруг, не скрывая иронии, спросил: «У вас что же, только гении здесь собрались?» И я ему ответил: «Конечно! Ведь именно посредственность среди детей — аномалия, а не наоборот».
Очевидно, что предлагаемая учеными новая «школа полного дня» потребует от государства дополнительных расходов. В масштабе нескольких десятков школ, где ведется сейчас эксперимент, увеличить штат педагогов было несложно. К тому же в Ясных Зорях, например, хореографов содержит колхоз.
Другое дело в масштабе всей страны. Это проблема непростая. Тем не менее, педагоги смотрят на ее решение оптимистически. И не без оснований: только в Белгородской области, например, более ста колхозных хозяйств планируют в будущем пятилетии построить у себя в селах комплексные школы полного дня. Такие, как в Ясных Зорях.
Ольга Пятецкая, газета «Советская Россия», 1980