Получить качественное образование сложно не только в странах третьего мира. В США стоимость высшего образования выросла в 6,5 раз за последние 20 лет. В России лишь треть молодых людей учатся в вузах, а доступность образования распределена по регионам очень неравномерно. И хотя ЕГЭ введено для того, чтобы дать равные возможности поступления в вуз, фактически неравенство для молодежи из семей с разным достатком только растет, об этом говорится в исследовании Высшей школы экономики.
При этом окончание университета не гарантирует трудоустройства. В США по специальности работают чуть больше половины выпускников, а в России еще меньше — 27%.
Высокая стоимость, территориальная недоступность и разрыв между полученными в университете и реально востребованными на рынке труда профессиональными навыками — проблемы традиционного образования оказались глобальными и настолько острыми, что попали в фокус внимания ЮНЕСКО. По мере распространения высокоскоростного интернета, смартфонов, развития облачных технологий и соцсетей человечество пришло к идее обучения в интернете.
Преимущества доступного онлайн-образования и прогнозы
С точки зрения бизнеса один из важнейших плюсов образовательных онлайн-сервисов — масштабируемость: количество пользователей ничем не ограничено. Один раз созданный, образовательный онлайн-продукт бесконечен и поэтому доступен по цене для всех. Продукт на полке никогда не закончится и поэтому продавать его можно массовому покупателю по минимальной цене и при этом получать прибыль. Распространение широкополосного интернета и потокового вещания делает его технологически доступным для массового пользователя в любом регионе планеты.
Начало бума образовательных стартапов в индустрии EdTech пришлось на нулевые: впервые большие суммы стали привлекать не только именитые вузы, но и молодые команды предпринимателей. Если десять лет назад мировой объем венчурных инвестиций в такие проекты едва достигал $100 млн, то в 2016 году он превысил $3 млрд, что сопоставимо с годовыми расходами на образование в некоторых странах.
Лучшие стартапы уже конкурируют за инвестиции и таланты с традиционными университетами. В ближайшее десятилетие число тех, кто выбирает онлайн-обучение, может сравняться с количеством учащихся традиционных вузов, считает глава образовательных разработок «Сколково» Денис Конанчук. Профессор компьютерных наук в Стэнфорде Себастьян Трун в свою очередь утверждает, что через полвека в мире останется всего с десяток обычных университетов.
Профили образовательных проектов могут быть самые разные — от языковых курсов до подготовки мировых лидеров и инноваторов будущего. Все эти стартапы объединяет одно: они основаны на современных технологиях и сочетают в себе передовые разработки в области искусственного интеллекта, цифровых технологий и поведенческой психологии.
На российском рынке EdTech стремительнее всего растут компании с решениями, основанными на игровых механиках (+22,4% ежегодно до 2021 года). Ниша обучения языкам с помощью игр, например, в 2016 году измерялась $315,7 млн. На втором месте технологии симуляции реальных процессов (+17%).
«В будущем людей обучать будут роботы без участия людей, — уверен Максим Шеховцов, управляющий партнер венчурного фонда Genezis Technology Capital. — В перспективе полный цикл обучения будет проводить виртуальный учитель — по сути, робот, который полностью заменяет человека. Такая модель очень удобна для масштабирования, ведь этот робот может учить не только русскоязычных пользователей, но и носителей любого другого языка, например, корейцев, японцев и многих других. То есть это глобально масштабируемая платформа, не требующая серьезных операционных усилий для локализации на новых рынках».