Менеджеры «из варягов»

Источник: Бизнес-журнал

Принято считать, что управленцы–иностранцы (так называемые «экспаты») повышают эффективность работы компании. Однако есть и другое мнение: наши работают не хуже, а зачастую лучше в силу большего знания отечественных реалий. Об отношении к найму экспатов «Бизнес–журнал» расспросил руководителей и HR–директоров российских и зарубежных компаний.

Полезны!

«Ростикс Групп» довольно многонациональная корпорация. Сам президент компании — Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко, родился и жил в Венесуэле, его отец — русский, мать — испанка. Когда в 90–х годах он начал строить ресторанную империю, то столкнулся с проблемой нехватки профессиональных кадров в России, поэтому ему пришлось приглашать иностранных специалистов в самых разных областях (поваров, управляющих, финансистов, маркетологов и даже строителей). Иностранцы на том этапе давали компании необходимые навыки и обучали российских менеджеров. Потом настал момент, когда компания вырастила свои кадры. Так, многие сотрудники, начинавшие когда–то простыми официантами, занимают сегодня должности, например, директора концепции, управляющего бизнес–группой, и т.п. В последние два года корпорация снова активно привлекает экспатов, потому что требуется опыт работы на зарубежных рынках в глобальных компаниях. Разность менталитетов и опыта дает возможность получать интересный менеджерский сплав, который демонстрирует хорошие результаты.

Валерия Силина,
директор по внешним и внутренним коммуникациям корпорации «Ростикс Групп»

Весьма!

Как правило, сегодня компании нанимают иностранных специалистов не из соображений престижа, а потому, что испытывают необходимость в ресурсах, которых не хватает на российском рынке. В нашей компании работает целая группа экспатов, имеющих богатый опыт работы в банковских структурах в различных странах, и потому нам очень интересных.

Андрей Шибанов,
директор по персоналу Альфа–Банка

Не всегда…

Экспатов целесообразно нанимать, когда компания выходит на новые рынки, открывает новые направления — в таком случае их консультации и наработанные подходы могут сократить бесполезные действия, исключить банальные ошибки. Также экспаты помогают быстрее наладить взаимоотношения с зарубежными клиентами и партнерами. К сожалению, перед многими российскими проблемами экспаты оказываются бессильными. Им не хватает гибкости, они не могут работать без инфраструктуры, часто их шаблонные методы неоправданно дороги. Можно сказать, что экспаты слишком ориентированы на процесс. Если реализовать процесс в идеальном виде оказывается нереально, то найти другое решение, обходную технологию они не способны или категорически отказываются, так как это не укладывается в их опыт или требует взять на себя ответственность. Кроме того, экспаты очень ориентированы на условия. Ненормированный рабочий день или тяжелые региональные командировки воспринимаются ими без энтузиазма. Хотя бывают и исключения.

Алексей Романовский,
директор по персоналу Корпорации «Хэппилэнд»

Не везде

Самый большой плюс экспатов — наличие опыта работы за рубежом и, следовательно, понимание иностранных стандартов, что позволяет грамотно проводить переговоры, сотрудничать с западными партнерами. Обычно экспаты имеют более адекватные амбиции, не ждут постоянного повышения заработной платы и быстрого продвижения по карьерной лестнице, что очень свойственно российским менеджерам.

Но есть и негатив. Во–первых, в большинстве случаев, экспаты очень дороги. Они имеют не только высокую зарплату, но и расширенный социальный пакет. Во–вторых, процедура их оформления на работу в России достаточно сложна и затратна. Они не всегда понимают российскую действительность и не могут к ней адаптироваться, что сильно мешает им в делах. Экспаты часто принимают управленческие решения, основываясь на опыте других развивающихся стран, таких как Бразилия и Мексика, не понимая, что к России это не применимо.

Константин Борисов,
директор Ancor Energy Services

Скорее, для престижа

Наличие в штате иностранных менеджеров вряд ли сможет повлиять на эффективность деятельности компании. Вполне оправданным выглядит присутствие иностранного топ–менеджмента в компании с западным капиталом. Зачастую оно является условием, которое диктуют акционеры. В российских же компаниях появление западных руководителей рассматривается, скорее, как некий показатель престижа и высокого статуса компании в бизнес-сообществе. Хотя, если рассматривать вопрос с максимально объективной точки зрения, иностранные топ–менеджеры слабо приспособлены к ведению бизнеса в рамках нашей действительности. Образование, полученное в западных университетах, практические навыки, приобретенные в иностранных компаниях, методы и принципы управления персоналом не всегда применимы в российских условиях.

Павел Епихин,
начальник отдела маркетинга компании «Квартал»