Разговор на прощанье

Екатерина Скрипник

Устраиваясь на работу, мы обязательно проходим собеседование. А нужно ли проводить интервью с сотрудником, который собирается покинуть компанию? В последнее время все больше руководителей и HR-менеджеров отвечают на этот вопрос утвердительно.

«Правильное» увольнение

Понятие «выходное интервью» (exit interview) изначально пришло из западных компаний. Это собеседование, сопровождающее увольнение работника. Предотвратить конфликты, часто связанные с увольнением, дать возможность работодателю и сотруднику расстаться мирно, без взаимных обид и недомолвок — вот главная, но далеко не единственная цель выходного интервью. Когда все выплаты сделаны и трудовая книжка получена, работник подчас говорит то, чего никогда не сказал бы, оставаясь в штате. Эти «откровения» бывают весьма полезны: они позволяют выявить «болевые точки», проблемы компании, определить пути дальнейшего развития. «В процессе выходного интервью работодатель может открыто побеседовать с сотрудником и узнать об истинных причинах его увольнения», — замечает Ирина Ломтева, заместитель директора по персоналу компании «профайн РУС». «В ряде случаев сведения, полученные во время такого разговора, облегчают подбор нового сотрудника на освобождающуюся должность, — продолжает Виктория Самко, специалист отдела организации и планирования персонала дирекции по персоналу компании «ЕвразХолдинг». — Или, например, может выясниться, что увольняющийся специалист не был достаточно загружен, и можно сократить штатную единицу, перераспределив обязанности между другими работниками подразделения».
Бывает, что перед интервьюером ставится задача переубедить перспективного работника и удержать его в компании, иногда же он сообщает сотруднику об увольнении по инициативе руководителя или по сокращению штата и договаривается о компенсациях. И, наконец, порой правильно проведенное выходное интервью позволяет не допустить проникновения на рынок негативной информации о компании и сохранить ее репутацию в глазах потенциальных кандидатов и клиентов.

Доброе имя важнее всего

Каждый увольняющийся сотрудник «уносит с собой» мнение о бывшем работодателе, и в интересах компании позаботиться о том, чтобы оно было положительным. Выйдя на открытый рынок труда, специалист будет общаться с рекрутерами, менеджерами по персоналу других компаний, и его словам о бывшем работодателе обычно верят больше, чем официальной информации. Причем надо учитывать, что плохие вести распространяются во много раз быстрее хороших. «Вероятнее всего уволившийся сотрудник будет искать работу в той же сфере, — поясняет Ирина Ломтева. — Рынок не так широк, как кажется, важно, чтобы экс-сотрудник был горд не тем, что уходит из компании, а тем, что он в ней трудился». Рекрутеры из кадровых агентств подтвердят, что соискатели нередко заявляют: «В эту компанию я не пойду, я знаю тех, кто там работал — они ее не рекомендуют». И наоборот, люди с радостью идут на собеседование в фирму, о которой слышали много хорошего.
Выходное интервью может служить одним из инструментов внутреннего и внешнего пиара компании. В ряде случаев оно снимает негативный настрой увольняющихся сотрудников. Это особенно важно, когда расставание происходит по инициативе работодателя. «В таких ситуациях необходимо отнестись к работнику со всем уважением, полно и четко сформулировать причины, по которым дальнейшее сотрудничество не принесет обеим сторонам положительного результата. Не стоит бояться показать человеку, что это решение компании было принять нелегко», — утверждает Ирина Ломтева.
 
Последний шанс

Нередко во время прощального разговора работник изменяет свое решение и все-таки остается в компании. «Часто человек не решается обратиться к руководству, чтобы обсудить свои перспективы, попросить повышения или увеличения заработной платы — проще уволиться и искать новое место, где его желания будут удовлетворены, — поясняет Ирина Ломтева. — Но это не всегда единственно верное решение проблемы. Бывают случаи, когда работодатель планирует развитие сотрудника, но из-за недостаточного общения и скоропалительных решений эти планы так и не воплощаются в жизнь».
По мнению Виктории Самко, если выясняется, что причины увольнения решаемы и не глобальны, если отсутствует негатив — есть вероятность, что сотрудник продолжит работать в организации.
К сожалению, нередко работодатель даже не догадывается, что сотрудник заинтересован в карьерном росте, расширении полномочий и возможности решения новых, более сложных задач. А сотрудники, в свою очередь, могут не знать, как руководство оценивает их работу и есть ли у них шансы на продвижение. Результатом отсутствия обратной связи может стать заявление об уходе, поданное весьма успешным работником. «Полезно регулярно беседовать с сотрудниками о возможных перспективах, положительных результатах в их работе и о недостатках, на которые следует обратить особое внимание, — говорит Ирина Ломтева. — Выходное интервью — последний шанс удержать уходящего сотрудника, а подобные беседы могут решить проблему гораздо раньше».

Продолжаем разговор

Кто же принимает участие в exit interview со стороны компании? В каждой организации это решается по-своему. По мнению Виктории Самко, необходимо, чтобы такую беседу проводил специалист службы персонала. А в компании «профайн РУС» на интервью также присутствует непосредственный руководитель сотрудника.
Хорошо, если беседа проходит в нейтральной обстановке, например, в отделе персонала или в комнате для переговоров. Важно, чтобы интервьюер был настроен доброжелательно, внимательно слушал собеседника — иначе сотрудник не «раскроется». Если интервью проводит менеджер по персоналу, он обязательно должен согласовать с руководством условия ухода или удержания работника, чтобы не обещать того, что потом не будет выполнено.
Вопросы лучше задавать открытые, предполагающие развернутый ответ. Например, о карьерных планах, о том, собирается ли сотрудник искать работу или у него уже есть реальное предложение. Таким образом, можно будет сделать выводы, чего ему не хватало в компании. «Стандартного списка вопросов к покидающим компанию сотрудникам у нас нет, все зависит от занимаемой позиции и от причины увольнения, — поясняет Ирина Ломтева. — Чтобы снять негатив, часто присущий таким случаям, можно, к примеру, упомянуть о совместных удачных проектах и поблагодарить сотрудника за работу». В результате нередко у человека действительно меняется отношение к ситуации.

Стоит ли хлопать дверью?

Увольняясь из компании, не забывайте: вполне возможно, что в будущем ваши пути пересекутся вновь. Например, вам могут понадобиться рекомендации, или через несколько лет, набравшись опыта, вы захотите вернуться к бывшему работодателю уже совершенно в ином качестве и на других условиях. Поэтому не  сжигайте мосты, даже если в кармане уже есть заманчивое предложение о работе! Специалисты по персоналу рекомендуют идти на заключительное собеседование с добрыми намерениями, быть открытым и готовым к диалогу. «Если сотрудник принял решение об увольнении — не стоит напоследок портить отношения с компанией, — говорит Ирина Ломтева. — Настрой должен быть позитивным. Когда HR-менеджер спрашивает об истинных причинах увольнения, назовите их — вреда вам это не принесет, а для компании информация может оказаться весьма полезной».
Итак, выходное интервью выгодно и компании, и уходящему работнику: работодателю оно позволяет выявить скрытые негативные процессы и вовремя принять меры, сотруднику — смягчить стресс увольнения и начать работу на новом месте с хорошим настроением.


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Светлана Дычевска,
руководитель отдела по работе с персоналом
компании «Нью-Йорк Моторс Москва»:

— Выходное интервью, безусловно, полезно, но вряд ли имеет смысл применять этот инструмент в крупных российских компаниях, находящихся в стадии бурного роста и агрессивного продвижения на рынок. Нагрузка на службу персонала в таких условиях очень высока, причины увольнения часто вполне понятны, а если начать массово проводить выходные интервью — ни на что другое просто не останется времени.
В тех случаях, когда компания уже завоевала определенную долю рынка и ситуацию в ней можно охарактеризовать как стабильную, выходные интервью могут принести пользу. Например, на одном из моих предыдущих мест работы — в крупной мебельной компании — руководство поставило задачу обязательного проведения интервью со всеми увольняющимися сотрудниками. Начали уходить самые ценные сотрудники компании, ее «костяк». Нужно было выяснить причины и принять необходимые меры. Собеседования проводила сотрудница отдела кадров, работавшая в компании с самого ее основания. У нее был список вопросов, например: «Почему вы покидаете компанию?», «При каких условиях могли бы остаться?», «Являются ли причиной увольнения отношения с руководителем?», «Какова обстановка в вашем отделе?» и т.д. Вскоре появились положительные результаты. Например, мы подозревали, что в бухгалтерии есть проблема — из-за трудного характера заместителя главного бухгалтера постоянно увольнялись линейные сотрудники. По результатам трех выходных интервью информация подтвердилась. Увольнять зама не стали — это был очень ценный работник, проблема была решена по-другому: заместителю наняли стрессоустойчивого помощника, через которого теперь проходили все коммуникации, и повысили еще одну сотрудницу, перепоручив основные вопросы взаимодействия с персоналом ей. Через полгода текучесть кадров в бухгалтерии пришла в норму.
Выходное интервью может выявить проблемы в управлении, развитии персонала, оплате труда сотрудников. Кроме того, силами HR-службы вполне возможно снять напряжение, которое увольняющиеся сотрудники часто несут вовне — они «выпускают пары» в отделе персонала и уходят с более позитивным настроем. Лучше всего, если с уходящим работником поговорит и менеджер по персоналу, и непосредственный руководитель, причем желательно, чтобы эти интервью проводились в разное время и в разных местах. Потом полученную информацию можно суммировать и сделать конструктивный вывод.
Тем, кому предстоит пройти выходное интервью, советую идти на этот разговор с положительным настроем. Скандалить и жечь мосты не стоит. «Мне хуже не будет, а если расскажу об истинных причинах увольнения — будет польза», — хорошо, если сотрудник настроен именно так. Сохраняйте спокойствие, ведь увольнение — нормальный процесс. Мой совет — в любом случае нужно оставаться людьми до конца.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Разговор на прощанье

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.