Опыт. В «ИКЕА» менеджеров растят за полгода

Эльви Усманова Источник: Деловой Петербург

В 2006 году «ИКЕА» примет на работу около 400 человек на все вакансии, включая менеджерские. Это связано с открытием второго магазина на севере Петербурга.

Кроме того, в этом году открываются магазины в Нижнем Новгороде и в Екатеринбурге. Некоторые сотрудники из петербургского магазина уедут в эти города, освобождая места для новой волны.

«Наша компания периодически набирает стажеров на менеджерские позиции. Для того чтобы быть кандидатом на позицию стажера, необходим опыт управления людьми и знание английского языка, – говорит Юлия Милорадова, начальник отдела по работе с персоналом. – Мы не отдаем предпочтения выпускникам каких-либо учебных заведений. МВА тоже не будет преимуществом. Принимает на работу с 18 лет. Других возрастных ограничений нет. Можно просто послать резюме и ждать звонка из «ИКЕА» – иногда сразу, иногда приходится подождать месяц и больше. Прием на работу осуществляем по мере возникновения вакансий, например, в данный момент на стажерскую программу приема нет».

«Программа для стажеров рассчитана на 6 месяцев, и обычно по истечении этого срока стажер назначается на одну из руководящих позиций в компании, – говорит Юлия
Милорадова. – Но бывает, что стажер не оправдывает ожиданий или сам разочаровывается в своем выборе места работы и покидает компанию. За полтора года в нашем магазине пять человек прошли стажировку. Все они сейчас работают на руководящих позициях».

Своя рубашка ближе к телу

При открытии вакансии в первую очередь берут своих собственных сотрудников – все вакансии объявляются сначала внутри компании, и собственные сотрудники имеют преимущество по отношению к внешним кандидатам.

«Сроки продвижения зависят от способностей и желания, а также от наличия вакансий, – говорит Юлия Милорадова. – Есть примеры стремительного роста: от продавца, повара, кассира за несколько месяцев до руководителя подразделения численностью 10–30 человек».

Чаще проходит около 2 лет – адаптации, работы, обучения и отдачи, поиска своего места в компании – прежде чем человек сделает существенный шаг в своей карьере.

«Мы даем всем сотрудникам равные возможности роста, так как на менеджерских позициях у нас необходим английский. Каждый постоянный сотрудник может у нас бесплатно изучать английский язык до разговорного уровня».

Из отдела в отдел

В «ИКЕА» практикуется, что сотрудники продвигаются не только вверх, но и горизонтально, меняя сферу деятельности – переходят из отдела в отдел, из магазина в магазин, переезжают в другие города. Так, можно из розничной торговли перейти в закупочный офис, на производство или в дистрибьюторский центр.

«Например, в магазине «ИКЕА Дыбенко» в 2005 году более 100 человек перешли в другой отдел или другой магазин, или получили новую должность, – рассказывает Юлия Милорадова. – Например, Алексей Чернов, 42 года, пришел в магазин «ИКЕА Химки», Москва, в 2000 году в качестве временного сотрудника отдела обслуживания покупателей. До этого он работал учителем физкультуры в средней школе. Через 3 месяца стал помощником менеджера, а через год – менеджером отдела восстановления товаров. В 2004 году приехал в петербургский магазин начальником отдела логистики».

Сам себе грузчик

Работа в компании имеет свои минусы. В частности, менеджерам нередко приходится заниматься тяжелым физическим трудом.

«Люди, которые считают, что менеджер должен руководить, управлять, а не работать вместе со своими подчиненными, у нас не приживаются. Нередко менеджеру приходится самому выходить в зал – в компании принято «руководство личным примером», – говорит Юлия Милорадова.

Примерные вопросы, которые были заданы нескольким претендентам на стажерское место:

1. Почему выбрали «ИКЕА»? Область деятельности в «ИКЕА», которая наиболее
интересна.
2. Самые значительные достижения в работе
3. Причина смены работы
4. Личные достоинства
5. Недостатки
6. Отношение, если начальник – в юбке или моложе
7. Рассказать пример из практики, как решал ту или иную проблему с клиентом
8. Анкета (психологический портрет) – на заполнение дается 10 минут.