Уральский рынок бизнес-образования. Время точить топоры

Ольга Логинова Источник: АЦ «Эксперт-Регион»

Мужик рубит лес и ругается. Проходящий мимо грибник спрашивает:
— Что ругаешься?
— Да топор тупой, замучился уже.
— Ну так наточи!
— Некогда, надо дрова рубить!
(Русский анекдот)

Темпы роста рынка бизнес-образования свидетельствуют: бум не за горами. Знания — уже один из самых дорогих продуктов. В конкурентной борьбе выиграют те, кто позаботится о повышении квалификации персонала раньше.

Знание — сегодня не только сила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточая требования к персоналу, мотивируют его к росту профессионального уровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряется чувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда. Так рождается спрос на услуги в сфере бизнес-образования.

Среди прочих сегментов рынка образования ударение в термине «бизнес-образование» следует ставить на слово «бизнес». Критерий здесь — практика применения знаний и навыков в предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отбору преподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретические знания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт создания и ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалии бизнеса.

АЦ «Эксперт-Регион» провел исследование рынка бизнес-образования Большого Урала. Первая публикация посвящена общему обзору рынка и тенденциям, определяющим его состояние. В следующих мы покажем ситуацию в отдельных сегментах и перспективы их развития в 2007 — 2008 году.

Кто кого учит

По данным исследования АЦ «Эксперт-Регион», емкость рынка бизнес-образования Большого Урала составляет около 1,5 млрд рублей (только участники нашего рейтинга выручили в 2005 году более 600 млн рублей). Компания «Апрайт», ведущая мониторинг рынка бизнес-образования Урала, оценивает его емкость более чем в 1,7 млрд рублей. Тренинговая компания «Активные формы», основываясь на доле ВВП Большого Урала в ВВП России (16,7%), называет цифру порядка 1 млрд рублей.

Участники рынка отмечают значительную разницу в уровне развития рынков областных центров региона. Екатеринбург с точки зрения насыщенности, конкуренции, качества и количества образовательных программ — впереди. Сегодня для него характерны все те тенденции, которые наблюдались два-три года назад на рынке бизнес-образования в Москве. Немаловажно и то, что спрос здесь почти на четверть формируется за счет приезжих из соседних областей. В свою очередь рынки Перми, Челябинска и Тюмени отстают от екатеринбургского года на три. В Курганской, Оренбургской областях и Удмуртии бизнес-образование развито довольно слабо. Различия обусловлены социально-экономическими особенностями регионов.

На рынке региона работает, по нашим подсчетам, около 340 операторов: в том числе около 150 — в Екатеринбурге, более 60 — в Челябинске, примерно по 30 — в Тюмени и Уфе, около 25 — на рынке Перми, по 10 — 15 — в Ижевске, Оренбурге и Кургане. Порядка 50% компаний, предлагающих услуги бизнес-образования, приходится на крупных и средних операторов.

В рейтинге АЦ «ЭкспертРегион» приняли участие 47 компаний. Пятерку лидеров по итогам 2005 года составили: «УралоСибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета, Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета, Институт дополнительного профессионального образования Тюменского государственного университета.

Большую часть клиентов центров бизнес-образования составляют юридические лица (59%). За услугами бизнес-образования, по оценке директора тренинговой компании «Активные формы» (Екатеринбург) Елены Старостиной, обращается примерно каждая пятая компания, работающая на рынке. 

В отраслевой структуре, по словам директора департамента корпоративных решений компании «Апрайт» (Екатеринбург) Дины Ушаковой, лидируют торговые компании — их около 60%, производственных примерно 30%, остальные — сервисные.

Наибольшим спросом пользуются предложения в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом. «Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция, — комментирует Елена Старостина. — Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес-процесс. Поскольку продажи — основной бизнес-процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок». 

Всегда будет востребовано и обучение в области управления персоналом, считает директор компании «Афина-Паллада» (Екатеринбург) Людмила Иващенко: «Успех предприятия — это результат работы его сотрудников. Задача руководителя построить работу своих подчиненных таким образом, чтобы она была максимально эффективной».

Центры бизнес-обучения сканируют рынок, подстраиваются под изменяющиеся запросы и предлагают все новые и новые продукты. Часто бывает, что потребность очевидна, а спрос еще не сформирован. Такая ситуация, по мнению директора «Урало-Сибирского Института Бизнеса» (Екатеринбург) Ларисы Гусевой, сложилась, например, в маркетинге: «Думаю, этот рынок скоро проснется. На рынке труда непрерывно идут заявки на директоров по маркетингу, а их нет. Вместе с тем программа MBA-маркетинг продается не очень активно, учиться на нее идут не многие. То есть потребность в высококлассных специалистах есть, а учить — почти никто не учит».

Чему и как научат

Опрос 47 компаний, принявших участие в рейтинге, показал: прирост рынка бизнес-образования Большого Урала в денежном выражении составил за 2005 год 20% (123 млн рублей), количество обученных выросло на 28% (21 тыс. человек — это как население целого городка) и достигло 75 тыс. человек.

Уровень конкуренции на рынке дополнительного образования возрастает, в среднем ежегодно появляется 5 — 10 новых компаний, в основном небольших. Директор учебного центра «Потенциал» (Екатеринбург) Владимир Синчук: «Увеличение числа игроков заставляет крупных операторов рынка корректировать  ценовую политику, поскольку новые небольшие компании привлекают неискушенных потребителей низкой стоимостью обучения.

В условиях конкуренции участники рынка повышают качество образования, улучшают сервис, вводят различные инновации.

А у клиентов появляется выбор — где пройти обучение, по какой программе. На наш взгляд, рынок находится в фазе бурного роста и еще не достиг стабилизации. Динамика его развития в 2006 году будет повторять 2005й».

Рост объемов сопровождается расширением преподавательского состава: за минувший год в целом по рынку он увеличился на 16% (до 1493 человек). Сдерживает рост рынка дефицит кадров: бизнес развивается быстрее, чем специалисты адаптируют системные знания и опыт для передачи другим. Лариса Гусева: «Дефицит бизнес-преподавателей в Екатеринбурге колоссальный. Проблема не в количестве, но в качестве: чтобы сделать преподавателя хорошим, с ним надо работать, его надо формировать и “форматировать” в плане работы с аудиторией, содержания программы, собственного развития».

Эксперты отмечают также тенденцию перераспределения внутри рынка. Силу набирают крупные, хорошо зарекомендовавшие себя клиентоориентированные компании, предлагающие эксклюзивные программы. Дина Ушакова: «Интересны не формат привычного семинара или тренинга, а событие, например, тематическая конференция». По мнению исполнительного директора «Высшей Экономической Школы» (Екатеринбург) Юлии Голомшток, «в этом году скорее всего резко выявится специализация обучающих компаний».

Участники рынка ожидают изменений в отраслевой структуре рынка в сторону увеличения спроса со стороны производственных и сервисных компаний. «Потенциальными клиентами центров бизнес-обучения станут развивающиеся отрасли промышленности — приборостроение, машиностроение, добыча природных ресурсов, производство стройматериалов, мясопереработка и производство молочной продукции. Качественные изменения в этих отраслях обуславливают появление потребности в обучении. В сегменте сервисных компаний ожидается рост спроса со стороны авторынка и связанных с ним сервисов, логистики, перевозок, инжиниринга, рекламы, полиграфии, СМИ, активно развивающихся гостиничного, ресторанного и игорного бизнеса», — считает Дина Ушакова.

В 2005 году появилась тенденция к увеличению спроса на образовательные услуги со стороны физических лиц: люди стремятся быть более независимыми на рынке труда. Это приведет к тому, что за свой счет будут учиться больше. Но юридические лица пока остаются основными клиентами центров бизнес-обучения.

Все большим спросом будут пользоваться программы в области маркетинга, управления в промышленности, налогового консультирования, будут развиваться коучинг и тренинги личностного роста.

Уровень цен устремится к мировому. Этому способствует увеличение издержек, связанное со стремлением компаний к созданию более качественных обучающих продуктов, и возрастающий спрос на бизнес-образование. «Наконец-то мы будем выходить на реальную цену, — говорит генеральный директор Центра “Бизнес— Образование” Ольга Жигальцова. — Поначалу продвижение услуг бизнес-образования происходило по цене подчас ниже себестоимости, сейчас многие начинают понимать: дешевое хорошим бывает редко. Новый класс преподавателей — бизнес-консультанты — очень дорогие специалисты, под них нужно выстраивать адекватную ценовую политику. За рубежом есть четыре ценовых сегмента: люксовый, высокий, средний и низкий. До сих пор Россия на рынке бизнес-образования работала в низком и среднем сегментах, у нас очень мало высокого, а люксовый — вообще экзотика. Со становлением рынка будет появляться высокий ценовой сегмент, отмирать низкий и средний».

Резюмируем. Основные ожидания в плане развития рынка бизнес-образования касаются изменения цен и структуры. Стоимость вырастет, особенно уникальные программы с зарубежными преподавателями, «звездами» российского масштаба, а также любые программы для руководителей. Специализация обучающих компаний будет усиливаться. Увеличится спрос со стороны производственных и сервисных компаний. Больше людей будут учиться за свой счет. Темп роста рынка не снизится, соотношение спроса и предложения сохранится. Конкуренция продолжит нарастать. Эти тенденции характерны преимущественно для «продвинутого» Екатеринбурга. Аналогичная перспектива с лагом в два-три года ждет рынки Перми, Тюмени и Челябинска.

Участники рынка об уровне развития бизнес-образования

Ольга Жигальцова, генеральный директор Центра «Бизнес-Образование» (Екатеринбург):

— Если развитие бизнес-образования в Екатеринбурге оценивать по десятибалльной шкале, думаю, мы находимся на уровне 3 — 4 баллов. Рынок сформирован, но он в развитии. Приведу следующие факты. Во-первых, у предприятий созрело понимание, что обучение персонала — процесс объективный, обязательный, и в бюджете на него нужно предусматривать отдельную строку. Во-вторых, появилась новая специальность — менеджер по персоналу, он отвечает в том числе и за обучение (HR-менеджер). В-третьих, сложился класс бизнес-преподавателей (тренеров-консультантов), способных обучать в краткосрочном концентрированном формате, мощно подкованных не только теоретически, но и готовых к внедренческим проектам. 

Развивается и понятие конкурентоспособности. Образовательный рынок активно продвинулся по «пирамиде ценностей клиента»: сырье ? продукт ? сервис ? отношение ? впечатление. Игроки находятся на разных стадиях. Кто-то конкурирует по виду и качеству продукта, кто-то поднялся на уровень сервисной составляющей. Лидеры, освоив стандарты качества продукта и обслуживания, уже работают на ступени впечатлений. На нее могут встать только компании, работающие в клиентоориентированных стратегиях. Замечательно, что ряд компаний Екатеринбурга уже выходит на этот уровень.

 

Юлия Голомшток, исполнительный директор «Высшей Экономической Школы» (Екатеринбург):

— С точки зрения насыщенности, качества и количества предлагаемых программ рынок Екатеринбурга, безусловно, наиболее развит в регионе. Если пересчитать на единицу населения, возможно, предложений по некоторым продуктам будет столько же, сколько в Москве. Об уровне развития говорит и то, что наши тренеры стали ездить в Москву. Из соседних регионов бизнес-образование относительно развито в Перми: там есть и MBA, и серьезные тренинговые компании. Челябинск существенно отстает. В Тюменской области краткосрочные программы предлагают в основном местные операторы рынка, комплексные программы — преимущественно компании Екатеринбурга, Москвы и Санкт-Петербурга. Клиенты-тюменцы и сами выезжают за ними в столичные города. Ограничения в развитии рынков регионов во многом связаны с дефицитом местных преподавателей.

Григорий Листик, старший партнер компании «Листик и партнеры» (Челябинск):

— Рынок бизнес-образования Челябинска только формируется. Образовательные мероприятия проводятся в основном разово, системно практически не учат. Я считаю, у нас нет ни одного серьезного игрока. Роста конкуренции я не наблюдаю. Рынок, скорее всего, будет развиваться на базе вузов. Пока идет соревнование в дешевом сегменте между аудиторскими и консалтинговыми компаниями, которые за небольшую плату собирают массовые мероприятия для своих клиентов — и реальных, и потенциальных. Бизнес-обучение при этом становится дополнительной услугой.

Алевтина Рогалевич, директор компании «Аналитик-Центр» (Тюмень):

— Центры бизнес-обучения в Тюмени очень разные по уровню цен, сервиса, по качеству программ. Сегмент краткосрочных программ самый насыщенный, в среднесрочном и долгосрочном конкуренция практически отсутствует. Но бизнесмены области легко выезжают для получения нужной им программы в другие города: проблема затрат перед ними не стоит. Таким образом, мы конкурируем не в рамках региона, а в рамках страны. Отсюда — особые требования к уровню программ, сервису. Это позволяет развиваться рынку ускоренными темпами. Мы проходим те же стадии, что и любой другой город, но отличия есть. Они обусловлены особенностями региона: какой еще может похвалиться таким объемом иностранных инвестиций?..

Ольга Гусаренко, директор «Стратум Форум» (Челябинск):

— Семинары в Челябинске направлены на отдельные функциональные направления, решение тех задач, которые в компании уже поставлены. Но никак не на то, чтобы подумать, так ли вообще устроен бизнес, тем ли бизнесом мы занимаемся. Нам кажется, не заполнена ниша образования для собственников и предпринимателей, которые вынашивают саму идею бизнеса либо решают задачу перевода бизнеса на качественно новый уровень. Мы пытаемся заполнить эту нишу.

Айгуль Десяткина, директор компании «ДДМ — ЛИНК» (Уфа):

— Краткосрочных образовательных программ в Уфе много, конкуренция в этом сегменте жесткая. Тренинги ведут и уфимские, и приезжие преподаватели сетевых корпораций из других городов и стран. Этот сегмент есть у всех и, судя по реакции целевой аудитории, иногда чувствуется переизбыток приложения. В Уфе учатся руководители как среднего, так и высшего звена, но большая часть топ-менеджмента пока отдает предпочтение Москве. Программы МВА наши вузы пока не включили в «портфель услуг», потребность в основном закрывает Москва. Этот сегмент очень узкий из-за дороговизны программ. Кроме того, пока не пришло осознание того, что МВА необходимо для подтверждения статуса управленца. В целом конкуренция вышла на новый уровень: выросли деловая культура и запросы потребителя.

Татьяна Ютина, Удмуртский государственный университет (Ижевск):

— У нас в городе государственные вузы и ряд негосударственных учреждений предлагают по своему профилю дополнительное образование (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки). Несколько лет назад было множество операторов, предоставляющих услуги бизнес-образования. Они работали в основном по местным лицензиям, кадрового состава, как правило, своего не имели, приглашали для проведения занятий преподавателей вузов. С ужесточением контроля за выполнением лицензионных требований со стороны федеральных органов образования мелкие компании стали уходить, начали формироваться устойчивые образовательные структуры, в основном на базе вузов. Сегодня наши вузы предлагают широкий спектр образовательных программ. Развитие рынка сдерживают финансовые возможности клиентов.

Смотрите также: Исследование рынка бизнес-образования Большого Урала. 2006 год.