Методология ROI, или возврат в инвестиции

Галина Козорезова
TCF

ROI Methodology — новая для российских HRов методика по оценке своих проектов, будь то тренинги или программы по снижению текучести персонала. В ее сути нам помогла разобраться Наталья Толстая, сертифицированный специалист по ROI Methodology, генеральный директор компании «Амплуа-Брокер».

CF: Наталья, как вы считаете, служба персонала может без помощи провайдеров эффективно использовать методику ROI в оценке своих проектов?

Н.Т.: Нельзя сказать, что HRы в этом активно практикуются. Само понятие «оценка эффективности» (применительно к кадровому менеджменту) до сих пор остается расплывчатым термином. Что обычно измеряется? Количество сотрудников, бюджет на обучение и затраты на образование одного человека, процент затрат на обучение от фонда оплаты труда и так далее. Сами по себе эти данные не плохи и даже полезны. Но это не показатели эффективности! Равно как и данные анкет, в которых сотрудники рассказывают о степени удовлетворенности корпоративным обучением.

CF: Предположим, сотрудники компании посетили тренинг по продажам. Далее измеряется динамика прибыли этой фирмы…

Н.Т.: Вот это уже ближе к оценке эффективности. И, тем не менее, важно помнить: по методологии ROI нужно исключить те внешние факторы, которые могли оказывать влияние на результат, в данном случае — на увеличение или уменьшение объема продаж. Например, рост продаж совсем не обязательно может быть результатом того, что консультанты прошли обучение — возможно, это следствие в то же время запущенной рекламной кампании. Один из способов отделить влияние обучения от других факторов — метод контрольных групп. Формируются две контрольные группы сотрудников, тех же менеджеров по продажам. Одна проходит обучение, а другая — нет. И потом можно проследить, как будут отличаться результаты работы одних продавцов от других. Также для изоляции эффектов обучения могут использоваться и экспертные оценки участников и их менеджеров, а также анализ тенденций.

CF: Какой круг HR-проектов можно объективно оценивать с помощью данной методики?

Н.Т.: Это все, что так или иначе касается кадровой тематики. С помощью ROI Methodology можно оценить и эффект от внедрения системы учета рабочего времени. Формула ROI проста: ROI = ((доход от проекта — затраты / затраты) х 100%. Но чтобы правильно сделать оценку, нужны текущие данные в области, где должно произойти улучшение после внедрения того или иного проекта.

CF: Так в чем суть ROI?

Н.Т.: Пусть сначала компания ответит на вопрос — зачем ей нужна та или иная программа или проект. Затем обозначается круг показателей, которые в результате должны измениться, и проводится мониторинг этих изменений, выявляются доходы от проекта. Затраты подсчитать проще. Потом применяем формулу, и полученная цифра будет говорить о том, что на каждый вложенный доллар приходится столько-то центов возврата.

CF: Каковы основные ошибки при расчете ROI?

Н.Т.: Главное — следовать методологии. Тогда можно будет делать правильные выводы. В основе подхода ROI Methodology лежит утверждение, что любой процесс обучения и развития персонала должен оцениваться по следующим уровням. Первый уровень — «Реакция участников». Вы собираете информацию о том, как оценивают сами участники обучающей программы ее эффективность. Для этого обычно используются анкеты, которые желательно выдавать участникам тренинга и/или обучающей программы сразу после завершения обучения. Важно, чтобы в анкете были охвачены следующие темы: полезность полученных знаний и навыков для реальной работы, интерес участников к данной программе, степени сложности/доступности подачи материала и личность тренера. Оценку первого уровня проводят практически все компании. Но — большинство руководителей HR-отделов на этом и останавливаются. Что довольно странно, ведь оценка первого уровня не дает практических результатов. Тренинг может очень понравиться участникам, а толку от него не будет. Или наоборот: сам тренинг не понравился (это касалось личности тренера и манеры подачи материала), но эффект от него был очень высоким (такое случалось в практике). Именно поэтому при оценке обучения на этом уровне останавливаться нельзя. Но и пропустить его тоже невозможно. Система на то и система, что в ней каждое звено и шаг важны для успеха реализации всего плана.

Второй уровень — «Полученные знания». Ваша задача — оценить знания, полученные на тренинге. Для оценки этого уровня используют специально разработанные тесты, опросники и задания, цель которых — количественно измерить прогресс в полученных знаниях. Это экзамен, по которому участники получают оценки. Вариантов проверки экзамена может быть три: ответы проверяют представители тренинговой компании (минус этого подхода — естественное желание провайдера завысить результаты, но если у компании-заказчика нет своих специалистов, способных оценить правильность ответов, привлечение провайдера к процессу оценке — единственный выход), ответы проверяются внутренними силами компании (минус — свой специалист не всегда способен оценить уровень полученных знаний, в обратной ситуации плюсом будет объективность оценок, ответы проверяются третьей стороной — специально привлеченными экспертами (минус — хлопотно и далеко не всегда бесплатно, плюс — абсолютная объективность). На этом уровне очень хорошо проявляется профессионализм и серьезность провайдера (тренинговая компания) — если это профессиональная компания, у нее уже будет готов вариант опросника к своей программе или она продемонстрирует готовность его составить.

Третий уровень — «Поведение». Довольно сложный уровень, на котором для структурирования действий следует предпринять несколько шагов. Сначала организаторы тренинга должны ответить на вопрос: «Что должны делать участники тренинга или развивающей программы на рабочем месте, чтобы использовать полученные знания и навыки?». На основании этих ответов составляется план действий каждого участника тренинга. Важнейшая задача организаторов обучения — проконтролировать выполнение плана каждым сотрудником. Как никогда важным становится связь между HR или T&D-департаментом с линейными руководителями, на которых эта задача и ложится.

Определите, по прошествии какого времени вы оцените эффективность проведенного обучения или развивающей программы. Четвертый уровень — «Результат». На этом этапе выявляется, как изменились бизнес-показатели компании. Чтобы измерить этот показатель, нужно еще при проектировании обучения определить, на какие бизнес-показатели оно должно повлиять. Список бизнес?показателей не ограничивается объемом продаж, прибылью и затратами. Он гораздо шире (например, производительность, время отсутствия на рабочем месте, количество результативных звонков в день и пр.). Главное — выбрать тот показатель, на который проведенное обучение влияет максимально и непосредственно. Совершенно очевидно, что проведенный тренинг не является единственным фактором, влияющим на бизнес-показатели, есть много других — как внешних, так и внутренних. Тем не менее, выделить влияние именно этого тренинга на выбранный показатель вполне реально. Еще важный момент — провести измерение выбранного показателя до обучения, чтобы оценить его динамику. Здесь для многих российских компаний и начинаются основные проблемы, потому что статистики по многим показателям просто нет. Поэтому для своих первых проектов старайтесь выбирать те показатели, по которым эта статистика все-таки доступна.

Пятый уровень — «ROI». На этом уровне мы отвечаем на «вопрос вопросов»: какова отдача от инвестиций в обучение или развивающую программу? Для ответа на эти вопросы изменения бизнес-показателей, зафиксированные на четвертом уровне, должны быть переведены в денежное выражение и суммированы. Аналогично подсчитываются затраты на проведение обучения и рассчитывается ROI. Далеко не всегда обязательно измерять все пять уровней ROI Methodology, в некоторых случаях достаточно дойти до 3?го (но не меньше). Но уж если вы идете до конца — до измерения ROI, очень важно тщательно и аккуратно провести работу по всем уровням. Это поможет вам определить, на каком этапе произошел «сбой», если вдруг ROI оставляет желать лучшего.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Методология ROI, или возврат в инвестиции

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.