Интриги и саботаж. Как сотрудники выказывают свое недовольство

Оксана Гончарова

Бунт среди офисных работников – меньшее зло для работодателя, чем если они никак не проявляют свое недовольство. Затаив обиду, подчиненные предпочитают плести интриги и саботировать работу.

«Сотрудники, бросившие вызов руководству, ищут искренности и взаимопонимания, и ошибается тот работодатель, который начинает играть с ними в корпоративные игры», – считает Наталья Шефтель, директор по работе с клиентами маркетингового агентства «Деловая инициатива». О том, чем страшен для компании «ползучий саботаж», Шефтель знает не понаслышке – однажды ей и самой довелось выступить в роли бунтовщицы. «Я тогда работала в другом агентстве, – рассказывает она. – И началось все с того, что в компанию пришел новый HR-директор, который предложил руководству сократить процентную, самую доходную для sales-менеджеров, часть вознаграждений и в два раза увеличить вместо этого их базовый оклад». Раньше сотрудники клиентского отдела получали $600-700, а на процентах могли заработать в два раза больше. Новая система лишала их половины дохода. Объединившись, они стали требовать возврата своих процентов. Но тщетно. Директор просьбы восставших оставлял без внимания. Тогда сотрудники решили пойти симметричным путем – они стали уходить с работы минута в минуту и выполнять только предусмотренные должностной инструкцией задания. Противостояние продолжалось три месяца, но начальство оставалось непреклонным. Когда же чаша терпения переполнилась, работники всем отделом покинули компанию.

Эксперты отмечают – если в производственных компаниях рабочие выражают свой протест, объявляя забастовку, то офисный персонал в случаях недовольства предпочитает ограничиться конфликтной ситуацией. По мнению Софьи Данилкиной, председателя Национального союза кадровиков (НСК), такие предпочтения сложились исторически. «Слово «забастовка» для российских работников не совсем понятно, – рассуждает она. – Им куда ближе подковерные игры и интриги: например, подговорить коллег и сорвать какое-то задание, нежели коллективно выйти на улицу с транспарантами». А по мнению Виктории Звонаревой, консультанта компании Penny Lane Consulting, все дело в более строгом соблюдении последними «этических норм».

«Рабочие смотрят на такие вещи проще: что-то не понравилось – не вышли на работу, а офисные сотрудники предпочитают бороться без отрыва от производства, но с использованием всех возможных инструментов шантажа», – добавляет управляющий партнер консалтинговой компании AMT Consulting Group Руслан Никифоров.

Чтобы унять негативные эмоции сотрудников и пресечь попытку бунта, работодатели прибегают к различным методикам. Так, в банках «Траст» недовольный персонал может анонимно писать в корпоративную газету Trustnews, в рубрику «Острый угол». Пишут, правда, без энтузиазма. По словам HR-директора Руслана Шатохина, в месяц таких отзывов набирается не больше десяти.

Гораздо более действенный способ практикуется в японских фирмах. «В большинстве из них для снятия стресса имеется специальная комната с резиновой куклой начальника, которую разгневанный работник может сколь угодно бить и получать от этого удовольствие», – рассказывает Марина Фурта, старший тренер-консультант тренинговой компании CBSD. «Удары в грушу или манекены боссов – меры крайние», – не соглашается с таким подходом Дмитрий Агарунов, владелец издательского дома Game Land. Своих сотрудников он старается настраивать на открытый диалог сразу и с этой целью проводит в компании тренинги и конфиденциальные опросы.

Впрочем, считать, что все эти старания гарантируют работодателю стопроцентное спокойствие, ошибочно. «Поводом для волнений может стать что угодно – от таких бытовых вещей, как пропажа любимой чашки, до непрозрачности решений руководства», – говорит Агарунов. И ситуации, когда победу одерживал восставший персонал, хотя и редко, но все же случались. К примеру, сотрудникам компании Epicor Scala (разрабатывает программные средства и услуги по управлению бизнесом) недавно удалось убедить начальство в том, что требовать отчитываться за личные звонки с корпоративного телефона излишне. «Чаще всего возникал вопрос о счетах во время отпусков, – рассказывает Анна Богачева, менеджер по персоналу компании. – Например, если сотрудник находился в отпуске в стране, где у компании нет своего офиса, считалось, что он звонил по личным делам». Подчиненных такой подход вскоре начал раздражать, а потом они и вовсе потребовали от руководства перестать их проверять. Обращения компания приняла во внимание и с 1 марта делать вычеты за личные звонки из их зарплаты перестала.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Интриги и саботаж. Как сотрудники выказывают свое недовольство

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.