MBA дистанционно: Какова дорога к знаниям?

Александр Столетов Обучение & Карьера

Получать полноценное образование, как высшее, так и МВА, не переступая порога учебного заведения и продолжая работать, — перспектива не только заманчивая, но и вполне реальная. Это именно то, что нужно человеку, у которого работа отнимает большую часть времени, но который осознает необходимость продолжать учиться.

Речь, конечно, идет о дистанционном образовании, основным инструментом которого является Интернет. К плюсам дистанционного бизнес-образования можно отнести свободный график, возможность постоянного диалога с преподавателями и самостоятельного определения приоритетов в изучаемых дисциплинах. Так что же может предложить сегодня современный рынок дистанционного образования в России?
Cтандарты дистанционного обучения в РФ законодательно установлены (официально же дистанционное образование в РФ получило экспериментальный статус еще в мае 1997 года), и оно стоит в одном ряду с очным и заочным обучением.

От вуза…

Высшее образование сегодня — это необходимость, своеобразный базовый уровень для получения дальнейшего образования и степени МВА. Сегмент высшего образования в нашей стране имеет свою, увы не очень положительную, специфику. Невысокий уровень технического обеспечения в стране (отсутствие у многих людей возможностей доступа к онлайн-видеоматериалам и проведению двусторонних видеоконференций) оставляет главным средством удаленного обучения электронную почту, что не позволяет, к примеру, проводить сдачу экзаменов в режиме онлайн. К тому же на протяжении многих лет ведущие российские вузы с недоверием относились к заочному обучению. Такие факты серьезно дискредитируют вузовское дистанционное образование в РФ.

Если в США 67 % учебных заведений считают дистанционное обучение стратегически важным направлением своего развития, то в России это пока прерогатива вузов не первой десятки. Тем не менее центров дистанционного образования становится все больше, а получить дистанционно качественное второе высшее (и диплом государственного образца) можно уже сегодня. Вероятность того, что со временем большинству российских флагманов образования под влиянием спроса придется пересмотреть свою позицию, растет с каждым годом.

От заочной дистанционную форму отличает наличие индивидуального плана у каждого студента, а также преподавателя-куратора, с которым он будет постоянно общаться через Интернет и по телефону. Непосредственно после зачисления поступивший получает все необходимые учебные материалы — как традиционные учебники, так и CD, другие видео- и аудионосители, задачники. Студент сам выбирает последовательность изучения предметов и интенсивность обучения.

«Человек, который получает второе высшее продолжая работать, самоорганизован, твердо знает, зачем ему это образование нужно», — так считает директор центра дистанционного образования Московского государственного университета печати Дмитрий Попов. «Дистанционное образование постепенно завоевывает популярность у абитуриентов. Люди больше узнают о нем, — говорит он. — Оно существует как альтернатива традиционным формам и особенно подходит для профессионалов, которые нацелены на получение знаний и способны сами строить свой учебный график, причем по качеству знаний дистанционное обучение не уступает очному».

Что касается инструментария удаленного образования, то, по словам Дмитрия Попова, в МГУП в качестве средства передачи учебных материалов помимо электронной почты и веб‑сайта используют и обычную почту, и, при наличии у студента возможностей, очные встречи с преподавателем. Сдать же экзамен можно как в региональном филиале — группой под контролем тьютора, находящегося в постоянном контакте с преподавателями университета, так и в форме видеоконференции.

…к МВА в реальном времени

Следующая грань вопроса — программы дистанционного обучения в сфере делового администрирования (MBA). Они стремительно укрепляют свои позиции, и рост в нашей стране спроса на такое образование налицо. Серьезным фактором являетс я и то, что лидеры североамериканского и европейского бизнеса давно считают удаленное бизнес-обучение эффективным инструментом повышения квалификации кадров.

Большой популярностью пользуются дистанционные (real-time) программы MBA. Они дешевле очных и не требуют отрыва от основной деятельности, что позволяет даже небольшим компаниям пользоваться услугами бизнес-школ. По данным исследования, проведенного Association of MBAs (опрошены 7300 членов ассоциации, проживающих в Великобритании и закончивших обучение по аккредитованным программам MBA в период с 1967 по 2002 год), положительно к дистанционному обучению относятся 39 % респондентов, а по программам full-time MBA сейчас обучаются лишь около трети студентов. Спрос на бизнес-обучение в режиме реального времени велик, и бизнес-школы постоянно расширяют «ассортимент» предложений.

По словам руководителя MBA-центра Международного института менеджмента «Линк» Владимира Туманова, благодаря стабилизации экономики РФ в последние несколько лет множество российских компаний обратило пристальное внимание на квалификацию своих сотрудников, и около 60 % студентов центра обучаются за счет своих работодателей. «Студенты центра — люди в возрасте от двадцати трех лет и старше, имеющие высшее образование и понимающие, что этого образования для проведения высокопрофессионального менеджмента организации недостаточно», — говорит он. Стоит отметить, что частью любой из образовательных программ центра являются и очные занятия, проходящие с периодичностью как минимум один раз в месяц.

Следует упомянуть и другие дистанционные бизнес-программы, готовящие учащихся к сдаче экзамена по тому или иному направлению специализации и определенному уровню. Их курируют учебные заведения, чья деятельность лицензирована, а значит законна, и которые правомочны принимать экзамены на соответствие специалиста определенным требованиям (например, сертификаты Microsoft или Cisco Systems в сфере IT).

Схема такого интерактивного обучения приблизительно следующая: студент может заниматься дома или на работе в удобное для него время, получив учебные материалы на иностранном или русском языке. Оплатив обучение, он получает постоянный доступ к интернет-ресурсу, и возможность обсудить все встречающиеся проблемы с куратором или пройти тестирование. Если он не успеет изучить указанные темы и ознакомиться с какими‑то учебными материалами, можно вернуться к материалам прошедших дней.

Оплате подлежит не длительность обучения, а сам курс, что подтверждается сдачей соответствующего экзамена, которая происходит в очной форме. Продолжительность обучения зависит от того, насколько быстро человек сочтет себя готовым к сдаче.

Итак, пока у дистанционного образования в России есть одна главная ниша — образование без отрыва от производства. Это может быть второе высшее, необходимость в котором вы почувствовали, работая по специальности, или дистанционные программы разной продолжительности — от бухгалтерии и бизнес-администрирования до программирования и работы в специализированных приложениях. Но наверняка со временем накопленные знания и навыки в методической и технологической областях станут основой для дистанционного образования на других уровнях, например на том же общем среднем.