Побеждают компромиссы. Типичные ошибки в период адаптации к новой должности

Карен Газарян

В жизни каждой компании рано или поздно случается момент, когда у кого-нибудь из менеджеров делается лицо сосредоточеннее обычного. И все шепчут по углам: «Он передает дела». Менеджер становится малоразговорчивым, незаметным, а после исчезает навсегда, сменившись новым. Но дела остаются прежними, и с этим новым лицом тоже вдруг начинают происходить перемены. Из вполне самоуверенного поначалу оно превращается в сосредоточенное, потом — в озабоченное, затем омрачается грустью или даже отчаянием. «У вас сложности с адаптацией на рабочем месте? — спрашивает менеджера руководитель компании. – Не хотите ли передать кому-нибудь дела?»

Результат сложностей с адаптацией всегда один — сломанная карьера. Освоение ритма, в котором живет компания, требует параллельного освоения огромных массивов новой информации, и совмещать это — занятие очень сложное, почти непосильное. «Это может отразиться на качестве принимаемых вами решений, – говорит консультант по реорганизации Mercer Delta Consulting Розалинда Торрес, – так как времени катастрофически не хватает». Фильм Чаплина «Новые времена», где главный герой падает в обморок, не успевая за конвейером, который движется все быстрее в силу технического прогресса, – про это. После того как погасли дежурные улыбки новых коллег и стихли отзвуки фраз о взаимовыручке и взаимоподдержке как основных принципах корпоративной культуры, новичок понимает, что на самом деле никто не обязан объяснять ему, где лежат скрепки, где стоят чашки для кофе и с кем лучше всего обсудить стратегическое планирование.

Точки и приоритеты Джозеф Мацаферро, заняв должность креативного директора в рекламной фирме, немедленно получил престижного клиента — BMW. Баварские моторные заводы поглощали все его время, а коллеги со скрытой ухмылкой наблюдали за тем, как Джозеф справляется с полным отсутствием представления о том, как функционирует его рекламное агентство. На Мацаферро было страшно смотреть, он сам спрашивал себя, сколько еще продержится. Будь у него слабое здоровье или депрессивный склад личности, он бы быстро расстался с новым местом.

Любой офис живет по законам Дарвина, и это пора признать. Выживает сильнейший. Деликатно не называя социал-дарвинизм социалдарвинизмом, директор по развитию «Института тренинга-АРБ Про» Мария Воллина размышляет: «На мой взгляд, все зависит от компетенции управленца. Его задача — четко расставить приоритеты, определить ключевые точки и людей, на которых можно опираться, и действовать. Если рассматривать эту ситуацию в ракурсе пучины работы, то это одинаковая проблема для тех управленцев, которые не умеют планировать свое время и расставлять приоритеты, в какой бы ситуации они не находились — на новом месте работы или в организации, где они отработали несколько лет. Могу отметить, что это компетенция — тайм-менеджмент — эффективно поддается развитию, существуют простые и понятные технологии для решения задачи». Генеральный директор Begin Group Ольга Гозман предлагает действовать пошагово: «В такой ситуации первое, что нужно сделать, – это установить отношения с коллективом: с новыми подчиненными, равными по должности коллегами, руководством. Так будет намного проще вписаться не только в коллектив компании, но и включиться в текущую работу. Следующим шагом должно быть составление плана действий, списка дел, которые необходимо выполнить в те или иные сроки, с расстановкой приоритетов. Возможно, от каких-то дел в экстремальной ситуации можно отказаться, а какие-то придется сделать обязательно. В этом как раз смогут помочь коллеги, подчиненные и руководство, с которыми можно проконсультироваться относительно того, все ли факторы вы учли, правильно ли поняли приоритеты и т. п. Далее важно объяснить тем, с кем вы будете работать, что именно и как вы начнете делать. В этом случае также станет полезным проконсультироваться с руководством».

Наверху труднее При всей гладкости подобных теорий их единственным и определяющим недостатком является умозрительность. Консультации с руководством и совместное планирование помогают в ограниченном числе случаев, а именно, в одном случае: если новичок занимает должность не слишком ответственную. Если его функция – техническая, если он – о, великое слово! — менеджер. Подход руководства к таким людям в высшей степени прагматичен: несложная работа должна быть выполнена без сбоев, поэтому сотруднику просто обеспечить унифицированный режим наибольшего благоприятствования, в случае чего придя на помощь, если его коллеги проявят к нему нелояльность.

Имеют место и промежуточные случаи. Мой приятель, инженер по сетевым технологиям в крупной компании, едва заняв свою должность, был введен в курс дел лишь наполовину: «Однако меня сразу же посадили за довольно сложный проект, и мне пришлось его в одиночку проверять и модифицировать. Но самое смешное, что я сделал это за месяц, и с тех пор уже в течение четырех месяцев ни одного сложного проекта мне не давали».

Должность моего знакомого была ответственной, но все же технической, и поэтому компания удовольствовалась довольно-таки иезуитски реализованной технологией испытательного срока. Когда же новичок сам стоит достаточно высоко на иерархической лестнице и занимает важную административную должность, начинается совсем другое кино. Начинаются конкуренция и вообще борьба. Чем выше ступень, чем «разреженнее» воздух, тем больше топ-менеджер заинтересован в низвержении другого топ-менеджера. А приход в компанию нового руководителя означает подчас открытый конфликт: заместители начинают заваливать новичка бумагами на подпись, и каждая бумага — срочная, и в каждую надо досконально вникнуть. Нижестоящие бюрократы разводят руками, оставляют свежеиспеченного начальника один на один с горой проблем, – как минимум для того, чтобы сделать его присутствие номинальным, а его возможности принимать решения — минимальными.

«Адаптация топ-менеджера на новом рабочем месте – действительно нетривиальная задача, – утверждает Мария Воллина. – Существует печальная статистика: большинство пришедших со стороны топов не выживают».

Спасение в компромиссе Теория и практика эволюции вынуждают топ-менеджеров входить в храм корпоративной культуры с заднего крыльца, дабы не покатиться кубарем с парадной лестницы. Так поступил Лэнс Поделл, исполнительный директор компании Kanoodle. Осознав: первое, что ему стоит сделать, – это получить поддержку простых сотрудников, чтобы верхи смогли управлять по-новому, а низы жить по-старому, Поделл стал писать сотрудникам письма.

Затем предпринял несколько шагов по изучению порядков внутри компании, а также уладил несколько проблем, связанных с неравными правами служащих верхнего и нижнего рангов. И в довершение лишил административных работников привилегии резервировать места для парковки. И бунт был предотвращен.

Итак, чтобы сохранить корпоративную культуру, необходимо ее немножечко нарушить.

Побеждают только компромиссы, но чтобы добиться компромисса, надо его предложить.

Тогда и скрепки передадут, и кофе нальют, и смысл документов разъяснят, и все-все-все о стратегическом планировании расскажут. Причем инициатива должна исходить сверху. Это касается не только новоиспеченного руководителя компании, который вдруг проявил неслыханный демократизм. Руководителю как раз имеет смысл проявлять демократизм наиболее изобретательно — положение обязывает, ибо к его действиям проявляют повышенное внимание, а значит, и недоверие. Но если, к примеру, только что заступивший на работу менеджер не станет с презрением смотреть на уборщицу, то она по меньшей мере не пшикнет ему в монитор жидкостью для мытья стекол, когда он будет за этим монитором сидеть поздним вечером в неурочное время, пытаясь вникнуть в огромный массив дел, переданных ему предыдущим сотрудником.

При таком подходе понятия «корпоративная этика» и «командный дух» перестанут слыть пустыми декларациями.

Эмоциональное выгорание: как не сгореть, светя другим?

Выгорание — проблема гораздо более серьезная, чем может показаться на первый взгляд. Как сохранить себя и свое ментальное здоровье, рассказывает Елена Михайловна Иванова, кандидат...

Какая офисная мебель способствует качественной работе персонала?

Организация рабочего процесса компаний требует продуманности во всем. Важным фактором является грамотный подбор офисной мебели. Изделия должны отвечать требованиям качества, обеспечивать комфорт сотрудников, мотивировать...

Как стать своим в новом коллективе

Выход на новую работу – это всегда стресс. И совсем не важно, какую позицию будет занимать человек в компании – руководителя подразделения или ассистента...

Послеотпускной стресс: как адаптироваться к работе

Возвращение к активной жизни после летнего отпуска – сильнейший стресс для организма. Недаром, входя в рабочий ритм, многие чувствуют себя еще более уставшими и...

Побеждают компромиссы. Типичные ошибки в период адаптации к новой должности

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.