Использование системы дистанционного обучения для подготовки кадрового резерва банковского персонала

Н. Куршакова Источник: e-Learning World

Следует признать, что для успешного развития коммерческого банка, укрепления его позиций на рынке банковских услуг и повышения конкурентоспособности необходимо осуществлять деятельность по обучению и повышению квалификации сотрудников. Этот вид деятельности становится особенно приоритетным в период, когда кредитным учреждениям приходится адаптироваться к изменениям внешней среды, что требует внесения корректив в стратегические направления.

Приведем пример. Ориентация коммерческих банков на розничный бизнес, который в последние несколько лет развивается высокими темпами, ставит задачу по расширению отделов вкладных операций, а также отделов потребительского кредитования. Расширение бизнеса, изменение приоритетов требуют квалифицированного персонала.

Источники отбора персонала для нового бизнеса или расширения традиционного могут быть внешние и внутренние. Что касается внешних источников, то особенность функционирования коммерческих банков в регионах состоит в том, что рынок банковских специалистов органичен. Учебные заведения готовят специалистов общего профиля по специальности «Банковское дело», «Финансы и кредит». Инструкции и положения Банка России, регламентирующие работу банковских специалистов, изучаются недостаточно. Базовое обучение в учебном заведении не привязано к конкретным специальностям. Разумеется, выпускники учебных заведений имеют определенную подготовку, однако требования к специальности требуют дополнительного более предметного изучения инструкций и положений, которым в рамках учебной программы уделялось недостаточно внимания. В результате коммерческий банк, испытывающий потребность в кадровых ресурсах, вынужден осуществлять профессиональное обучение кандидатов (новых сотрудников) до требуемого уровня. Другой источник отбора специалистов для расширения бизнеса — это внутренние кадровые ресурсы банка. В этом случае пополнение идет за счет ротации кадров.

И в том, и другом варианте отбора персонала возникает потребность в организации профессионального обучения. К целевым задачам профессионального обучения в условиях изменения приоритетов или расширения деятельности относятся обучение новых сотрудников, принятых в связи с развитием новых направлений бизнеса, а также подготовка кадрового резерва. Для их выполнения можно использовать сочетание различных видов и форм обучения. Однако, учитывая ограниченность финансовых ресурсов у региональных коммерческих банков, целесообразно максимально использовать возможности дистанционного обучения.

Считается, что дистанционное обучение оправдано при одновременной подготовке максимально большого числа слушателей, когда необходимо в короткие сроки овладеть новыми знаниями или требуется повысить уровень имеющихся знаний, провести их оценку. В тоже время, как показывает опыт ОАО «Омскпромстройбанк», где с февраля 2005 г. используется ПО «Прометей», дистанционная форма обучения может удачно применяться в качестве инструмента для обучения новых сотрудников и подготовки кадрового резерва. Для этого необходимо наличие в банке учебного центра или отдела по обучению, компьютерного класса для обучения кандидатов, разработанных курсов для СДО, учебных и экзаменационных тестов. В качестве учебных курсов могут использоваться нормативные документы, размещенные в информационно-справочной системе банка (такие системы имеют многие банки). Сотрудники должны быть обеспечены доступом в СДО.

Основываясь на опыте ОАО «Омскпромстройбанк» в подготовке кандидатов на должность специалистов отделов вкладных операций с использованием ПО «Прометей», можно рекомендовать следующий порядок обучения.

1. Использование СДО для первичной оценки знаний по нормативным документам (например, Положения о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 09.10.2002 №199-П).

2. Организация обучения в соответствии с разработанной программой, которая включает несколько этапов: самостоятельного изучения нормативных документов, а также курсов, размещенных в ПО «Прометей»; консультаций специалистов банка по нормативным документам; практических занятий для овладения навыками работы с программными продуктами, предназначенными для обслуживания частных лиц.

3. Учебное и экзаменационное тестирование в СДО.
Необходимо отметить, что из 56 часов, выделенных на обучение новых сотрудников (сюда входит и тестирование), 60% времени отводится на дистанционную форму.

4. Проведение стажировок в отделах вкладных операций по функциям контролера и кассира отдела вкладных операций под руководством наставников.

5. Принятие зачета комиссией. В состав комиссии входят разработчики нормативных документов, представители службы персонала.

В целом продолжительность программы профессионального обучения новых сотрудников составляет 21 рабочий день (162 часа).

Аналогичный порядок обучения с использованием дистанционной формы используется в банке и для подготовки кадрового резерва. Не секрет, что с подготовкой резерва возникают наибольшие трудности. Основная проблема в недостатке времени. Сотрудники в течение рабочего дня выполняют работу на своих рабочих местах, им сложно высвободить время для изучения нормативных документов, относящиеся к новому участку работы. Выход в разработке программы с элементами дистанционного обучения.

Такая программа создана в банке для подготовки сотрудников, зачисленных в кадровый резерв кредитных экспертов, осуществляющих кредитование физических лиц. При подготовке используются дистанционная и очная формы обучения, а также стажировка в отделах потребительского кредитования. Продолжительность программы 176 часов, в том числе 56% времени отводится на дистанционное изучение нормативных документов, курсов и самопроверку знаний. Среди изучаемых тем: кредитная политика банка, основные операции по потребительскому кредитованию, порядок оформления обеспечения, оценка платежеспособности, виды потребительских кредитов. На проведение консультационных семинаров и практических занятий программой отведено 9% времени, на прохождение стажировки — 32%.

В состав преподавателей входят руководители и сотрудники отдела методологии кредитования и текущей отчетности, которые одновременно являются тьюторами дистанционного обучение, наставники в отделах потребительского кредитования.

Стажировка предполагает, во-первых, изучение сотрудником, зачисленным в резерв, кредитных дел, во-вторых, разъяснение наставником операций по оформлению и выдаче потребительского кредита, в-третьих, изложение сотрудником усвоенного материала об операциях по оформлению потребительского кредита, комментарии наставника, в-четвертых, выполнение сотрудником отдельных операций по потребительскому кредитованию под контролем наставника, комментарии последнего. Завершающая часть стажировки представляет собой самостоятельное оформление потребительского кредита под контролем наставника.

В процессе стажировки сотрудники осуществляют сбор и рассмотрение документов для выдачи потребительского кредита (рассмотрение заявки на кредит, встреча с заемщиком, изложение условий кредитования банка, подготовка перечня документов для заемщика о возможности выдачи кредита исходя из доходов, получение информации о заемщике и его поручителях и т.п.); подготовку меморандума по собранным документам (написание меморандума, собеседование с наставником и начальником отдела по меморандуму); оформление документов при положительном заключении, мониторинг выданного кредита.

В результате обучения по данной программе сотрудники должны овладеть знаниями и навыками в области потребительского кредитования. Оценка знаний осуществляется через экзаменационное тестирование с использованием СДО «Прометей». Для сдачи экзаменационного теста предусмотрено три часа. Тест состоит из 150 вопросов, разбитых на шесть секций по отдельным темам потребительского кредитования.

Подводя итог, следует отметить, что даже за короткий срок использования ДО в процессе профессионального обучения сотрудников банка ощутима его польза и перспективность. По состоянию на 1 ноября 2005 г. в системе СДО «Прометей» проходят обучение более 700 сотрудников банка, которые изучают курсы и проходят тестирование по девяти направлениям банковской деятельности. Около 20% — это кадровый резерв и новые сотрудники.