Высшее образование — это форма социальной занятости или фундамент профессиональной карьеры? Эксперты спорят по данному вопросу, в то время как будущие выпускники вузов согласны сразу с двумя точками зрения. Для них образование ценно само по себе, без него невозможно продвижение по служебной лестнице. Руководители высших учебных заведений в большинстве своем не считают образование услугой, а видят в нем скорее национальное достояние.
Общие данные по образовательным стратегиям выпускников (по результатам исследования «Общественная оценка профессиональных качеств выпускников вузов Поволжья как претендентов на рынке труда», проведенного рейтинговым агентством «РейтОР», участие в котором приняли более 3000 старшекурсников, оканчивающих вузы по таким направлениям, как энергетика, машиностроение, телекоммуникации и IT, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия) следующие:
• Меньше половины опрошенных (48,6 %) получают высшее образование бесплатно.
• Получение специальности и карьера являются основными мотивами обучения в вузе для старшекурсников (практически за год до окончания учебного заведения).
• Большинство старшекурсников (75,8 %) предпочли бы свой вуз, если бы им представилась возможность повернуть время вспять. В то же время 21,3 % поступили бы в другой.
• Продолжить обучение хотят 59 %, причем 26 % респондентов желают овладеть другой специальностью.
• Из тех, кто планирует получать дополнительное образование, 52 % намерены оплачивать учебу самостоятельно.
В Приволжском федеральном округе согласно опросу студентов общероссийские тенденции расширения платного образования до 60 % нашли подтверждение только по специальности «менеджмент», но и ее полностью оплачивают 38 %. Ответы респондентов о платности обучения распределены следующим образом. Для 48,6 % студентов образование полностью бесплатно. Вместе с тем остальные 51,4 % вынуждены либо частично, либо полностью (27,5 %) оплачивать учебу.
Оплата обучения (срез по отраслям)
ОПЛАТА | Телекоммуникации | Машиностроение | Газ и нефтехимия | Менеджмент | Энергетика |
Полностью бесплатно | 59 % | 58 % | 49 % | 38 % | 57 % |
В целом бесплатно, хотя за некоторые услуги вуза приходится платить | 10 % | 21 % | 15 % | 14 % | 16 % |
В целом платное, хотя некоторые услуги вуз предоставляет бесплатно | 9 % | 5 % | 21 % | 10 % | 7 % |
Полностью на платной основе | 22 % | 16 % | 16 % | 38 % | 20 % |
Срез по отраслям показывает, что за свое образование платят:
— 21 % студентов-машиностроителей (16 % — полностью на платной основе + 5 % — в целом платное, но некоторые услуги вуз предоставляет бесплатно);
— 27 % студентов-энергетиков (20 % + 7 % соответственно);
— 31 % студентов в IT и телекоммуникациях (22 % + 9 % соответственно);
— 37 % студентов-газовиков (16 % + 21 % соответственно);
— 48 % студентов-менеджеров и экономистов (38 % + 10 % соответственно).
Анализ ответов о причинах выбора высшего учебного заведения позволяет сделать вывод, что для молодых людей определяющим фактором является не вуз, а специальность, которая позволяет получить интересную работу (46 %), всегда будет востребована (37 %) и гарантирует высокооплачиваемую работу (30 %). Таково мнение старшекурсников, рассматривающих свое решение о поступлении сквозь призму прошедших студенческих лет. Очевидно, что при опросе, к примеру, абитуриентов цифры окажутся иными.
Варианты ответов | Доля ответивших, % |
Специальность позволит получить интересную работу | 46 |
Специальность всегда будет востребована | 37 |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | 30 |
Посоветовали родители | 25 |
Я мечтал об этой специальности | 22 |
Посоветовали друзья, знакомые | 18 |
Учиться в этом вузе престижно | 15 |
С этой специальностью всегда можно переквалифицироваться | 10 |
Просто нужен диплом о высшем образовании | 9 |
По настоянию родителей | 8 |
Благодаря невысокому конкурсу сюда было легко поступить | 7 |
В вузе были хорошие связи у моих родителей | 5 |
В этом вузе есть военная кафедра | 4 |
Учась в этом вузе, можно удачно выйти замуж/жениться | 1 |
Анализ причин выбора вуза по отраслям показывает относительную популярность среди студентов-машиностроителей, нефтехимиков и газовиков ответа «По совету родителей». Возможно, в этих отраслях более сильны традиции профессиональных династий. Ниже приведены ведущие причины выбора вуза по отраслям.
Причины выбора вуза
Энергетика | Специальность всегда будет востребована, |
Специальность позволит получить интересную работу | |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | |
Телекоммуникации и IT | Специальность позволит получить интересную работу |
Специальность всегда будет востребована, | |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | |
Машиностроение | Специальность всегда будет востребована, |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | |
По совету родителей | |
Менеджмент и экономика | Специальность позволит получить интересную работу |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | |
Специальность всегда будет востребована, я везде смогу устроиться | |
Газ и нефтехимия | Специальность позволит получить интересную работу |
Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу | |
По совету родителей |
Важным фактором мотивации для старшекурсников является возможность получить конечный результат, связанный с профессиональными ценностями. Только 28,1 % из них ориентируются на конкретную профдеятельность и требования будущего работодателя. При соприкосновении с профессиональным миром выпускники меняют свои оценки относительно полученного образования и вуза. Еще до выпуска из высшего учебного заведения для многих старшекурсников очевидна проблема отсутствия консультационных служб по вопросам планирования карьеры (об этом упомянули 34 % респондентов, а об отсутствии заботы со стороны вуза о трудоустройстве выпускников — 43,1 %).
Полностью довольны учебным процессом только 16,9 % выпускников, при этом только 21,3 % хотели бы поступить в другой вуз, если бы такая возможность появилась (15,7 % «при повторном поступлении пошли в другой вуз на другую специальность», 5,6 % «при повторном поступлении пошли в другой вуз на ту же специальность»). Можно сказать, что половина будущих выпускников — патриоты своего вуза: 53,6 % нынешних старшекурсников выбрали бы свой же вуз и ту же специальность, представься им шанс повторного поступления.
Желание продолжить обучение, %
Энергетика | Телекоммуникации | Машиностроение | Менеджмент | Газ | Общие |
Затрудняюсь ответить | |||||
20 | 24,2 | 27,1 | 20,3 | 22,6 | 23 |
Да, для повышения квалификации | |||||
30,2 | 29,5 | 26,9 | 38 | 39 | 33 |
Да, для получения другой профессии (специальности) | |||||
36,5 | 26,2 | 30,4 | 20,8 | 29,4 | 26 |
Нет, не планирую | |||||
13,3 | 20,1 | 15,5 | 21 | 9 | 18 |
Что касается способов финансирования дополнительного образования, то здесь большинство выпускников (52 %) надеются только на свои силы.
| |
Подавляющее же большинство респондентов (42,8 % + 27,9 %) хотели бы приблизить учебный процесс к реальным производственным задачам, но либо они вообще не имели такой возможности (49 %), либо их предложения не учли (7 %).
18 % молодежи не планирует продолжать обучение, 23 % затруднились с ответом, что может свидетельствовать о том, что у 41 % старшекурсников не сформировано такое важное качество, как потребность в самообразовании и продолжении образования.
К примеру, в европейских учебных заведениях при каждом модуле и программе создают комитеты, куда входят студенты и преподаватели, которые на равных правах обсуждают качество учебного процесса.