Образовательные стратегии выпускников ВУЗов

Алла Александрова Обучение & Карьера

Высшее образование — это форма социальной занятости или фундамент профессиональной карьеры? Эксперты спорят по данному вопросу, в то время как будущие выпускники вузов согласны сразу с двумя точками зрения. Для них образование ценно само по себе, без него невозможно продвижение по служебной лестнице. Руководители высших учебных заведений в большинстве своем не считают образование услугой, а видят в нем скорее национальное достояние.

Общие данные по образовательным стратегиям выпускников (по результатам исследования «Общественная оценка профессиональных качеств выпускников вузов Поволжья как претендентов на рынке труда», проведенного рейтинговым агентством «РейтОР», участие в котором приняли более 3000 старшекурсников, оканчивающих вузы по таким направлениям, как энергетика, машиностроение, телекоммуникации и IT, менеджмент и экономика, газ и нефтехимия) следующие:

• Меньше половины опрошенных (48,6 %) получают высшее образование бесплатно.
• Получение специальности и карьера являются основными мотивами обучения в вузе для старшекурсников (практически за год до окончания учебного заведения).
• Большинство старшекурсников (75,8 %) предпочли бы свой вуз, если бы им представилась возможность повернуть время вспять. В то же время 21,3 % поступили бы в другой.
• Продолжить обучение хотят 59 %, причем 26 % респондентов желают овладеть другой специальностью.
• Из тех, кто планирует получать дополнительное образование, 52 % намерены оплачивать учебу самостоятельно.

В Приволжском федеральном округе согласно опросу студентов общероссийские тенденции расширения платного образования до 60 % нашли подтверждение только по специальности «менеджмент», но и ее полностью оплачивают 38 %. Ответы респондентов о платности обучения распределены следующим образом. Для 48,6 % студентов образование полностью бесплатно. Вместе с тем остальные 51,4 % вынуждены либо частично, либо полностью (27,5 %) оплачивать учебу.

Оплата обучения (срез по отраслям)

ОПЛАТА

Телекоммуникации
и IT

Машиностроение

Газ и нефтехимия

Менеджмент
и экономика

Энергетика

Полностью бесплатно

59 %

58 %

49 %

38 %

57 %

В целом бесплатно, хотя за некоторые услуги вуза приходится платить

10 %

21 %

15 %

14 %

16 %

В целом платное, хотя некоторые услуги вуз предоставляет бесплатно

9 %

5 %

21 %

10 %

7 %

Полностью на платной основе

22 %

16 %

16 %

38 %

20 %

Срез по отраслям показывает, что за свое образование платят:

— 21 % студентов-машиностроителей (16 % — полностью на платной основе + 5 % — в целом платное, но некоторые услуги вуз предоставляет бесплатно);
— 27 % студентов-энергетиков (20 % + 7 % соответственно);
— 31 % студентов в IT и телекоммуникациях (22 % + 9 % соответственно);
— 37 % студентов-газовиков (16 % + 21 % соответственно);
— 48 % студентов-менеджеров и экономистов (38 % + 10 % соответственно).

Анализ ответов о причинах выбора высшего учебного заведения позволяет сделать вывод, что для молодых людей определяющим фактором является не вуз, а специальность, которая позволяет получить интересную работу (46 %), всегда будет востребована (37 %) и гарантирует высокооплачиваемую работу (30 %). Таково мнение старшекурсников, рассматривающих свое решение о поступлении сквозь призму прошедших студенческих лет. Очевидно, что при опросе, к примеру, абитуриентов цифры окажутся иными.

Варианты ответов

Доля ответивших, %

Специальность позволит получить интересную работу

46

Специальность всегда будет востребована

37

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

30

Посоветовали родители

25

Я мечтал об этой специальности

22

Посоветовали друзья, знакомые

18

Учиться в этом вузе престижно

15

С этой специальностью всегда можно переквалифицироваться

10

Просто нужен диплом о высшем образовании

9

По настоянию родителей

8

Благодаря невысокому конкурсу сюда было легко поступить

7

В вузе были хорошие связи у моих родителей

5

В этом вузе есть военная кафедра

4

Учась в этом вузе, можно удачно выйти замуж/жениться

1

Анализ причин выбора вуза по отраслям показывает относительную популярность среди студентов-машиностроителей, нефтехимиков и газовиков ответа «По совету родителей». Возможно, в этих отраслях более сильны традиции профессиональных династий. Ниже приведены ведущие причины выбора вуза по отраслям.

Причины выбора вуза

Энергетика

Специальность всегда будет востребована,
я везде смогу устроиться

Специальность позволит получить интересную работу

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

Телекоммуникации и IT

Специальность позволит получить интересную работу

Специальность всегда будет востребована,
я везде смогу устроиться

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

Машиностроение

Специальность всегда будет востребована,
я везде смогу устроиться

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

По совету родителей

Менеджмент и экономика

Специальность позволит получить интересную работу

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

Специальность всегда будет востребована, я везде смогу устроиться

Газ и нефтехимия

Специальность позволит получить интересную работу

Специальность позволит получить высокооплачиваемую работу

По совету родителей

Важным фактором мотивации для старшекурсников является возможность получить конечный результат, связанный с профессиональными ценностями. Только 28,1 % из них ориентируются на конкретную профдеятельность и требования будущего работодателя. При соприкосновении с профессиональным миром выпускники меняют свои оценки относительно полученного образования и вуза. Еще до выпуска из высшего учебного заведения для многих старшекурсников очевидна проблема отсутствия консультационных служб по вопросам планирования карьеры (об этом упомянули 34 % респондентов, а об отсутствии заботы со стороны вуза о трудоустройстве выпускников — 43,1 %).

Полностью довольны учебным процессом только 16,9 % выпускников, при этом только 21,3 % хотели бы поступить в другой вуз, если бы такая возможность появилась (15,7 % «при повторном поступлении пошли в другой вуз на другую специальность», 5,6 % «при повторном поступлении пошли в другой вуз на ту же специальность»). Можно сказать, что половина будущих выпускников — патриоты своего вуза: 53,6 % нынешних старшекурсников выбрали бы свой же вуз и ту же специальность, представься им шанс повторного поступления.

Желание продолжить обучение, %

Энергетика

Телекоммуникации
и IT

Машиностроение

Менеджмент
и экономика

Газ
и нефтехимия

Общие
результаты

Затрудняюсь ответить

20

24,2

27,1

20,3

22,6

23

Да, для повышения квалификации

30,2

29,5

26,9

38

39

33

Да, для получения другой профессии (специальности)

36,5

26,2

30,4

20,8

29,4

26

Нет, не планирую

13,3

20,1

15,5

21

9

18

Что касается способов финансирования дополнительного образования, то здесь большинство выпускников (52 %) надеются только на свои силы.


Подавляющее же большинство респондентов (42,8 % + 27,9 %) хотели бы приблизить учебный процесс к реальным производственным задачам, но либо они вообще не имели такой возможности (49 %), либо их предложения не учли (7 %).
18 % молодежи не планирует продолжать обучение, 23 % затруднились с ответом, что может свидетельствовать о том, что у 41 % старшекурсников не сформировано такое важное качество, как потребность в самообразовании и продолжении образования.

К примеру, в европейских учебных заведениях при каждом модуле и программе создают комитеты, куда входят студенты и преподаватели, которые на равных правах обсуждают качество учебного процесса.