«Для менеджеров тренинги, конечно, полезны. Но — это своего рода образовательный «фаст-фуд», не способный удовлетворить серьезной потребности в обучении, — утверждает Сергей Мясоедов, ректор Института бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (ИБДА). — Радикально изменить ментальность, систематизировать опыт и дать навыки принятия управленческих решений под силу лишь продолжительным программам уровня МВА, которые дают образовательное «насыщение» на пять-восемь лет вперед».
СF: Как вы относитесь к корпоративным программам МВА? Проводятся ли они в вашей бизнес-школе?
С.М.: Корпоративная программа формата МВА имеет достоинства и недостатки. К достоинствам относится большая ориентация на практику, возможность адаптировать материал к нуждам заказчика. В рамках корпоративной программы возможно объединить экспертизу лучших преподавателей и консультантов школы бизнеса и лучших тренеров корпоративного университета в единую команду для работы на нужды компании.
Недостатки, однако, тоже есть. На корпоративной программе зачастую нельзя обменяться управленческим опытом с представителями других предприятий и других отраслей экономики, обзавестись новыми потенциальными партнерами. Реализация этих возможностей, которые во всем мире считаются важнейшими при подготовке руководителей, доступна на программах МВА и, особенно, ЕМВА в школах бизнеса. За последние годы ИБДА провел около полутора дюжин корпоративных программ. Среди них были уникальные по содержанию и составу преподавателей программы для руководства комбината «Бабаевский», холдинга «Проф-медиа», одного из подразделений компании «IBS» и другие.
Мы работаем с корпоративными программами очень тщательно. Любая корпоративная программа начинается с мониторинга руководителей. Мы стремимся понять, с чем связано и на каких соображениях основано решение обучать именно высший или средний персонал. Или — делать смешанную программу. В зависимости от результатов мониторинга разрабатываются предложения по содержанию, расставляются смысловые акценты, привлекаются преподаватели и консультанты с теми или иными компетенциями, используются те или иные методы работы в аудитории. На создание программы обычно уходит 2?3 месяца. В отношении корпоративных программ в ИБДА действуют два правила. Во-первых, мы не рекламируем и не продаем корпоративные программы на открытом рынке. Мы помогаем только особым клиентам, с которыми у института сложилось длительное и взаимовыгодное сотрудничество. Во-вторых, мы никогда не проводим более одной корпоративной программы одновременно.
CF: Проявляют ли заказчики корпоративных программ интерес к государственному диплому МВА?
С.М.: Руководство современных компаний обычно больше интересуется содержанием программы и ее эффективностью с точки зрения поставленных задач, чем «корочками». Кроме того, государственные требования к МВА предусматривают продолжительность программы не менее 2?х лет. Для многих компаний важно, чтобы программа заняла меньше времени, скажем, год или полтора. И, еще один момент. По признанию многих HR-директоров, получив государственный диплом МВА, сотрудники часто меняют место работы, переходят в другие компании.
Поэтому мы понимаем почему, заказывая корпоративную программу, наши клиенты обычно говорят: нам не нужен полный стандартный набор предметов МВА, нам надо быстрее, больше практики и без диплома.
CF: Не идет ли это вразрез с интересами сотрудников предприятий, которые заинтересованы получить не только знания, а и формальные «корочки»?
С.М.: Мы выдаем дипломы всем, кто в этом заинтересован. Если они, конечно, выполнят все требования программы, сдадут многочисленные экзамены, тесты и защитят диплом. Но я бы не сказал, что эта «корочка» так уж привлекательна, даже для тех, кто приходит на программу МВА в бизнес-школу. Средний возраст наших слушателей — 29 лет. Они идут к нам за дополнительными знаниями, а не за дипломом. Я уже не говорю о слушателях программы ЕМВА, т.е. о первых лицах крупных предприятий, из которых 60% — собственники. Среди них нередки люди с 2-3 дипломами о высшем образовании, кандидаты и доктора наук. Им еще одна государственная «корочка» нужна меньше всего.
CF: На кого рассчитана ваша программа Executive МВА (ЕМВА)?
С.М.: На первых лиц компании: менеджеров и собственников. Программа нацелена на то, чтобы помочь структурировать богатейший управленческий опыт этих людей, содействовать развитию их стратегического видения и личных качеств руководителя-лидера. Есть у программы и еще одна важная задача — способствовать преодолению так называемого «одиночества лидера». Тот, кто становится первым руководителем в компании, неизбежно сталкиваются с растущим вакуумом смыслового общения. Эту проблему решает программа ЕМВА, где в группе собирается 30?35 первых руководителей из разных отраслей, а часто и из разных регионов. Но у них у всех одни и те же проблемы. Они могут делиться опытом, находить коллективные решения, брать на заметку успешные примеры из бизнес-практики своих коллег.
CF: Ряд бизнес-школ позиционирует ЕМВА как «облегченный» формат МВА, как программу с частичной занятостью, предназначенную для работающих профессионалов, имеющих более длительный опыт работы.
С.М.: Это нарушение жанра. Программа Executive потому и Executive, что рассчитана на первых лиц компаний. Хорошее бизнес-образование ориентировано на вполне конкретные потребности руководителей определенного уровня. Задача среднего менеджмента — добиться улучшения показателей деятельности своего отдела. Задача первых руководителей — создать новое направление бизнеса, сменить стратегию компании и т.п. И здесь и там — это карьерные задачи. Но на разных этапах карьеры они разные. Что же касается разных по содержанию программ, которые часто скрываются за одними и теми же названиями МВА и ЕМВА, то следует помнить, что эти сокращения никем не запатентованы.
Когда в 1996 году мы придумали название ИБДА (в 1988-1995 гг. наш Институт назывался Школой международного бизнеса МГИМО), мы думали, что эта аббревиатура будет всегда ассоциироваться только с нашими программами, нашим качеством и т.п. Сейчас в стране зарегистрировано уже 13 (!) ИБДА. Вначале мы расстраивались. А потом стали этим гордиться: ведь другие школы берут наше имя, значит, у нас есть чему поучиться. Давайте судить о бизнес-школах и их программах не по названию и рекламе, а по содержанию.
Корпоративные программы или программы МВА в школе бизнеса
Сергей Мясоедов
TCF