MBA. Своя бизнес-школа ближе к делу

20.03.2006 / MBA в России

Руководители региональных бизнес-программ приехали на учебу в столицу

Российская Ассоциация бизнес-образования (РАБО) и созданный не без ее участия Совет по программам МВА при Министерстве образования и науки РФ начинает новую программу по повышению качества бизнес-образования в стране. Буквально на днях завершилась часть семинаров по MBA для преподавателей, руководителей и администраторов. Программы «Мастер МВА» – это комплексная подготовка серьезных менеджеров, способных стратегически решать вопросы менеджмента. Сегодня лицензию на открытие таких программ у себя подали заявки уже 51 учебное заведение страны. Заявка серьезная, и этому надо соответствовать.

Российский рынок бизнес-образования достаточно большой. 5000 выпускников ежегодно получают российский диплом МВА, но, по оценкам специалистов, стратегическая цель сегодня – довести это количество до 10 000 человек. По оценке американской McKinsey & Company, для успешного решения задач, стоящих перед нашей экономикой, России уже сегодня нужно не менее 30 000 МВА-выпускников в год. (Для справки: в США находится примерно около миллиона человек, получивших в разные годы эту степень МВА.) «Здесь нужно остановиться на двух важных моментах, – прокомментировал ситуацию для «НГ» председатель РАБО, ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко, – Во-первых, если мы хотим иметь 10 тысяч MBA-выпускников в год, то количество школ по стране должно возрасти хотя бы до 100 штук. Во-вторых, рынок МВА сложился, поэтому и настало время поговорить о качестве этого вида образования, чтобы школы по стране не предлагали суррогат МВА. Нет ничего более страшного для качества, чем быстрый рост спроса».

Первые семинары предусмотрены для руководителей региональных школ. «Начата массированная программа, не требующая государственных вложений, но по отдаче достаточно серьезная, – пояснил президент РАБО задачи семинаров. – Раньше регионы ехали учиться в столицу, сегодня появилась возможность обучаться ближе к дому, без отрыва от своего бизнеса». Перед руководителями школ выступили представители 4 лидирующих бизнес-школ России, среди которых Институт МИРБИС и Высшая школа международного бизнеса (ВШМБ). Ее руководитель, он же президент РАБО, Леонид Евенко, рассказал присутствующим об опыте своей бизнес-школы. Некоторые региональные руководители говорили после семинара, что при собственной серьезной подготовке (а многие уже прошли стажировки за рубежом) они узнали в Москве достаточно много нового. Например, что наши школы, такие как ВШМБ, например, уже сегодня предлагают своим слушателям фактически индивидуальные траектории обучения. И еще, что ВШМБ пробует себя и в одном из новых направлений – «производственном менеджменте». «Финансовому или коммерческому директору проще получить МВА-образование, и почти негде это сделать главному инженеру предприятия». А это сегодня как раз часто бывает просто необходимым условием для успешного развития компании. Мы решили ликвидировать этот пробел в наших программах», – рассказал Леонид Евенко.

«Это замечательно, – продолжил Леонид Евенко, – что Министерство образования и науки РФ начинает новый проект по созданию двух бизнес-школ России. Мы некоторым образом участвуем в этом. Новым школам уже поставлена задача: они должны будут конкурировать с Западом, а наша задача остается прежней – покрыть хоть каким-то образом сиюминутную потребность в топ-менеджерах со степенью МВА». Но не все преподаватели разделили эту точку зрения. Некоторые из присутствующих на конференции, выразили сомнение в целесообразности создания новых школ. Стоит ли нам сегодня «разбрасываться» ресурсами и заниматься продвижением российской школы на Запад, когда перед нами стоят задачи создания качественных школ по стране, а заодно и задачи наращивания своего присутствия на рынке МВА в странах СНГ.

«НГ», разумеется, поспешила опросить ректоров ведущих бизнес-школ России, может ли Россия уже сегодня наращивать свое присутствие на рынках МВА-образования за рубежом. И если «да», то где именно это должно бы происходить в первую очередь?

Станислав Савин, ректор Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС», профессор

Я думаю, она может делать это уже сегодня. Недавно Международная ассоциации программ МВА (АМВА) в рамках одного из своих исследований провела опрос предпринимателей: «Какое государство, по вашему мнению, будет вскоре самым привлекательным для развития бизнес-образования?» Ответ нас приятно удивил: были названы Россия и Китай. Российский рынок программ бизнес-образования сегодня вызывает интерес во многих странах. Более 10 лет мы создаем программы, которые предусматривают обучение наших слушателей по модулям в самых разных странах Европы, США, Юго-Восточной Азии. Интерес к нашим программам достаточно высок. Кроме того, используем и такое направление, как «встроенное» обучение. В частности, на наших программах МВА постоянно проходят обучение слушатели британских университетов-партнеров. Суть этой формы в том, что наши партнеры на Западе в собственных программах МВА закладывают в качестве обязательного компонента обучение у нас. В нашей школе бизнеса, например, созданы и успешно функционируют несколько международных профильных центров: Японский центр менеджмента МИРБИС, Китайский учебно-консультационный центр им. Сюй Чжимина, Британский центр развития бизнес-образования. Создается Арабский центр развития менеджмента. Деятельность каждого из этих центров строится на долгосрочном партнерстве и сотрудничестве и по различным направлениям. Так, с Нанкайским университетом (в Китае) уже подписан договор о сотрудничестве, обучении студентов на программах Бакалавра и Магистра, обмене преподавателями, профессиональных стажировках в зоне свободного экономического развития TEDA. А вы говорите, стоит ли! Это нужно срочно делать.

Сергей Скосарев, проректор Высшей коммерческой школы

Вопрос о наращивании присутствия российских программ МВА за рубежом весьма не прост. С одной стороны, нельзя отрицать, что многие преподаватели из России вполне могут конкурировать с западными, в том числе и в чтении курсов на иностранных языках, с другой – нет системы, ведь большинство известных бизнес-школ чисто эмпирическим путем находило партнеров за рубежом. Если государство не будет препятствовать дальнейшему сближению, можно предположить, что после присоединения России к ВТО расширится и международное сотрудничество. «Глобальная деревня», «глобальный менеджмент» – отнюдь не пустые слова, за ними стоят потребности определенных групп. Наш потенциальный клиент может находиться в странах ближнего зарубежья, в Китае, который, как известно, уже присутствует в наших программах (в том числе в программе МВА Высшей коммерческой школы), в европейских странах, заинтересованных в развитии стабильного бизнеса в России. Развивать отношения с нашими партнерами за рубежом нужно, так как это диктуется теми же необратимыми тенденциями интеграции бизнес-среды и образовательной среды в частности. При этом «свой» путь неизбежен в силу столетиями укоренявшихся национальных традиций, ценностей и особенностей, т.е. кросс-культурных различий. Мы предлагаем такие программы нашим слушателям в других странах тоже.