Прагматичный смех. Действенный метод управления и командообразования

Петр Супонев Источник: Бизнес

Древняя китайская пословица гласит: «Если вы не умеете улыбаться, вам не стоит быть торговцем». Поговорка актуальна не только для тружеников ритейла. Руководителю любого ранга умение улыбаться и шутить ничуть не менее важно, ведь юмор был, есть и будет одним из самых действенных методов управления и командообразования.

Авторы известной книги «Эмоциональное лидерство» Гоулман, Бояцис и Макки относят чувство юмора к ключевым навыкам руководителя. По их мнению, задача любого лидера в коллективе — создать рабочую атмосферу, в которой одинаково соседствуют рабочий энтузиазм, непринужденность и легкость в общении как между сотрудниками, так и в руководящем «эшелоне». Авторы, опираясь на исследования в области нейрофизиологии, сделали вывод, который, впрочем, и без того известен давным-давно: управление за счет положительных эмоций во сто крат более эффективно, нежели без оных. И чтобы создать желанную атмосферу энтузиазма, лидеру нужно иметь хорошее, даже отличное чувство юмора. Когда у руководства таковое отсутствует, в компании может воцариться атмосфера удушливого занудства, лени, а то и страха. Сильные специалисты в такой обстановке работать не станут, а это приговор для бизнеса.

— В любой компании должен быть «центр притяжения», веселый и непосредственный человек, — говорит Вениамин Уткин, генеральный директор консалтинговой компании Naive Media Group. — Если такового нет, работа пострадает.

Приведу яркий пример. К нам как-то обратился руководитель одного небольшого завода, на котором неожиданно стала падать выработка. Причем безо всяких видимых причин. Когда стали разбираться, прояснилась невеселая картина микроклимата на производстве. Директор завода — чистой воды сухарь, с коллективом практически не общающийся. Производственная атмосфера — как в игре Doom. Мрачно, сухо, напряженно.

А потом выяснилось, что месяц назад руководитель уволил своего помощника, 23-летнего парня с психологическим образованием, музыканта и байкера. По словам директора, «потому что ничего не делал». Хоть и получал не слишком много, но зачем «тратить и это»? — Когда я стал разговаривать с сотрудниками, выяснилось, что заместитель был единственным «живым» человеком на заводе, — поясняет господин Уткин. — Накоротке с рабочими, дарил коллегам подарки на дни рождения, доставал билеты в кино-театр, ну и иногда выпивал с коллективом. В общем, был свой человек, привносивший толику радости в цех автоматических станков. Он делал то, чему его учили на психологическом факультете, — общался с людьми.

По словам Уткина, уже через две недели после ухода этого заместителя выработка сократилась на 4%, а через пять недель — и на все 17%.

Команда шутников

По мнению того же Вениамина Уткина, для успешной работы во многих сегментах рынка необходимо, чтобы юмор присутствовал на всех участках работы, а не «тлел» редкими очагами. В первую очередь это важно для клиентоориентированных или продающих компаний. Sales-менеджер, не умеющий шутить, — «не сейл».

— Очувстве юмора в данном контексте стоит говорить, как о личностной характеристике, необходимой для работы, — полагает Вениамин Уткин. — Ведь юмор свидетельствует об уверенности в себе, о высоких коммуникативных качествах, столь необходимых для этой работы.

Правда, чувство юмора напрямую не сказывается на результатах работы — продает все-таки лучше тот, кто лучше знает свой товар. Однако опосредованно, в перспективе это сказывается, поскольку для разрешения проблем, возникающих при общении с клиентами, юмор оказывается незаменим.

— На втором месте в «офисной иерархии» юмор требуется топ-менеджерам, — продолжает Уткин. — Ведь генеральный — он пример для всех, его задача ставить цели. И зачастую цели эти труднодостижимы. Начальник должен мотивировать людей сверху донизу, а для этого надо войти с ними в контакт. Шутка же для этого- наилучшее средство. Опыт тимбилдинга показывает: тем, кто неудачно шутит на тренингах или угрюмо расхаживает туда-сюда, и в работе сложно.

И меньше всего, по мнению Вениамина Уткина, юмор востребован начальниками отделов: они как сержанты в армии, их задача — строить и немудрено мотивировать людей, раздавая премии и штрафы. Впрочем, и начальнику отдела юмор может понадобиться, чтобы корректно «поддеть», увлечь работой сотрудника.

Юмор как маркетинг

Помимо того, что юмор и самоирония — свойства человека сильного, к которому тянутся (а руководителю это просто необходимо), они могут стать и инструментом маркетинговой войны.

Один из претендующих на хрестоматийность российских примеров — личность создателя «Евросети» Евгения Чичваркина. Те, кто видел якобы случайно появившиеся в Сети письма Чичваркина к коллективу и иные внутренние документы (как, например, «разнос» сотрудников за посещение порносайтов), отсмеявшись, наверняка оценили креативность создателя писем и живую, незабюрократизированную политику руководства компании.

Имидж веселого и прикольного предпринимателя, сами PR-ходы, разработанные, надо полагать, под руководством опытных пиарщиков и имиджмейкеров, — это тоже трудная и ответственная работа, которая сторицей окупается, принося феноменальную известность компании и ее создателю. Кроме того, «непосредственный» Чичваркин весьма выгодно смотрится на фоне большей частью чопорных и пытающихся быть солидными «буками» топ-менеджеров. Мало кто может позволить себе прийти на представительный экономический форум в пиджаке со стразами или в джинсах и цветастой футболке с немыслимыми бусами на шее… Результат подобной политики налицо: «Евросеть» — ведущая ритейл-компания на рынке сотовой связи, а Чичваркин – желанный гость на любых форумах, конференциях, герой деловой и глянцевой прессы.

Впрочем, лидером в области «юмористического» менеджмента был и остается великий Ричард Брэнсон, легенда предпринимательства, создатель миллиардной корпорации Virgin. Брэнсон может явиться на прием к королеве в разных ботинках, прийти в публичное место, мягко говоря, не слишком одетым и на одном из пресс-мероприятий облить ведущего водой из ведра. Может на фуршете схватить и бросить в бассейн «официальное лицо», перелететь Атлантику на воздушном шаре, прийти на открытие одного из своих бизнесов, свадебного агентства, в платье невесты… Продолжать можно до бесконечности.

А можно задаться вопросом: зачем все это? Дело в том, что подобный PR приносит вполне ощутимые плоды. Популярность предпринимателя-авантюриста в его родной Англии просто невероятна. Согласно социологическим опросам, на вопрос «кому бы вы доверили переписать 10 христианских заповедей?» Брэнсон оказался на четвертом месте после матери Терезы, папы Римского и архиепископа Кентерберийского.

Успех его предприятий и того заметнее: в Британии человек просыпается под звуки радио Virgin, покупает продукты в супермаркете Virgin, летает на самолетах Virgin, слушает пластинки от Virgin и читает книги с тем же лейблом. В скором будущем Брэнсон собирается и всех желающих в космос возить, для чего создал первую на планете космическую туристическую компанию. И никому теперь не приходит в голову вспоминать, что в детстве Брэнсона считали едва ли не идиотом: из-за врожденной дислексии ему было очень трудно научиться читать и считать.

В корпоративных масштабах

Впрочем, и с корпоративным чувством юмора можно зайти далеко. Американские компании, настойчиво ищущие собственный философский камень успеха, активно используют популярные за океаном корпоративные тренинги, направленные на личностное развитие сотрудников. В США индустрия тренингов — одна из самых быстрорастущих, ее оборот, по разным оценкам, превышает $15млрд. И все бы ничего, но то, как это иногда делается, может дать фору героям любых юмористических передач.

Так, например, авиационный гигант Boeing, занимаясь личностным развитием топ-менеджеров, рекомендует им излагать на бумаге все произошедшие неудачи, а затем сжигать листы в ритуальном акте корпоративной «смерти» и «воскрешения». Корпорация Honeywell отправляет своих руководителей в командировку — изучать традиции индейских племен.

Надо полагать, для постижения мудрости. Ну а для полного раскрепощения подойдет рецепт профессора одной из американских бизнес-школ: он предлагает своим студентам средь бела дня выходить в центр кампуса и кричать что есть духу. В качестве альтернативы желающие могут притвориться куском пиццы или тарелкой с желе. Ну а самые робкие — просто полаять. После этого, видимо, никакие бизнес-проблемы не страшны.