Повышение квалификации финансовых работников: выбираем семинар

Кира Веткина Источник: Учет, налоги, право

Рано или поздно большинство финансовых работников сталкиваются с необходимостью повысить свою квалификацию. Это можно сделать в том числе путем посещения специализированных семинаров. Тем более что сейчас проблем с этим нет — огромное количество учебных заведений готовы предложить свои услуги в этой сфере. Для того чтобы сделать правильный выбор и не пожалеть о затраченных средствах, мы и провели этот опрос.

Нужный и надежный

Прежде чем идти на семинар, нужно определиться с тем, какая информация вам нужна: изменения в налогах, бухучете, разъяснения по вопросам трудового права или делопроизводства и т. п. Причем, как отмечает Артем Карапетов, руководитель юридического института «М-Логос», семинар стоит выбирать не только по теме и названию, но и по составу программы. Это поможет определиться с тем, нужен ли вам этот семинар. Продолжая эту мысль, Галина Михтаева, генеральный директор компании «Девелопмент», рекомендует посмотреть подробную программу семинара. И на то, как она соответствует заявленным целям и потребностям организации. «Прежде чем окончательно определиться с выбором семинара, — говорит Галина, необходимо найти два-три альтернативных предложения и сравнить их».

По словам Татьяны Школьной, заместителя руководителя учебного центра Государственного научно-исследовательского института развития налоговой системы ФНС России, «необходимо, чтобы при обучении достигалось соответствие между учебными и профессиональными интересами обучающихся».

Такого же мнения придерживается и Софья Батькина, сотрудник Учебно-методического центра профессиональных бухгалтеров и аудиторов заслуженного профессора МГУ А.Д. Шеремета. «Программа должна содержать вопросы, актуальные на сегодняшний день. Ведь у специалиста должна быть возможность применить полученные знания на практике», — отметила Софья.

Далее стоит задуматься о том, насколько надежен и авторитетен учебный центр, предлагающий услуги по обучению. Нужно посмотреть и как давно существует организация, в которой вы собираетесь учиться. Например, Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) существует уже 40 лет. Изначально это учебное заведение существовало в системе повышения квалификации (при МИСИ им. Куйбышева), а в 1999 году обрело сегодняшнее название. «А смутить вас должно, если компания себя вообще не называет либо не готова представить учредительные документы, лицензии, не предоставляет информацию о своих клиентах. Скорее всего это недобросовестные организации, которые не несут ответственности за своего клиента. То есть гарантий того, что вы получите обещанный результат, нет. Наша компания на рынке уже 14 лет, клиенты регулярно ходят к нам на семинары и нам не стыдно приглашать их снова и снова», — отметил Леонид Лозовский, директор Центра образования «ЭЛКОД».

Компетентный и удобный

Немаловажно и что вы получите по окончании обучения (диплом гособразца или красивую бумажку). Помимо этого учебный центр, в котором проводится семинар, должен иметь соответствующие документы (аккредитации, лицензии). Это важно для того, чтобы впоследствии слушатели получили нужные для них документы об окончании, говорит Софья Батькина. «Имеет существенное значение, сколько человек будет на семинаре», — сказал нам Леонид Лозовский. «Если слушателей будет 50, то вы имеете реальный шанс получить ответы на свои вопросы. Если же в зале 500 человек, то естественно, что на вопросы всех лектор ответить не сможет просто физически, каким бы выдающимся профессионалом он ни был», — пояснил Леонид.

Далее стоит обратить внимание на то, кто будет читать, вести семинар. «На семинары к известному лектору у нас приезжают люди из других городов буквально на один день. И все это для того, чтобы послушать его выступление, узнать авторитетное мнение, получить ответ на свой вопрос», — отмечает Леонид Лозовский. Ну а если имя преподавателя неизвестно, то нужно попробовать больше узнать про него (из интернета, от коллег и т. п.). По мнению Галины Михтаевой, лучший вариант — это когда преподают практики с подтвержденным опытом работы в известных компаниях. Ведь чиновники и научные работники, постоянно работающие в вузах, часто не являются практиками. И сведения, полученные на семинарах, могут оказаться бесполезными, отмечает Галина Михтаева. Стоит посмотреть и на то, какие книги написали преподаватели, какие места в рейтингах они занимают и т. п. «Также важен опыт работы лектора в данной области, его манера изложения материала», — добавляет Софья Батькина.

Что должно насторожить в рекламе

Большинство организаций узнает о предстоящих семинарах из рекламы. Однако, к сожалению, существуют и недобросовестные организации, не выполняющие в полной мере взятые на себя обязательства. Давайте разберемся, что в объявлении о семинаре должно вас сразу же насторожить.

По мнению Сергея Пятенко, генерального директора ЭПШ ФБК, смутить должны отсутствие даты проведения семинара, а также возможность возврата денег, если семинар не состоится. Скорее всего это говорит о том, что учебный центр далеко не всегда набирает нужное количество слушателей. И вполне возможно, что семинар не будет проведен. «Тревожным сигналом должно стать и отсутствие точной программы обучения, предложения от одной обучающей организации поучиться всему, а также невнятные ответы на конкретные вопросы, задаваемые слушателями», — говорит Галина Михтаева.

«Насторожить вас должна чрезмерная похвала лекторам, семинару и работе учебного центра», — считает Софья Батькина. «Также вопросы должны вызвать общие формулировки в программе семинара либо отсутствие ее вообще. Разочарование может повлечь и чрезмерно низкая цена, не соответствующая рыночным условиям», — подчеркнула Софья. А по мнению Светланы Териной, директора Учебно-методического центра Российской коллегии аудиторов, также стоит обратить внимание на стоимость и сроки обучения. Слишком дешевые и быстрые семинары могут не привести к желаемому эффекту. «Очень важно получить полную информацию о семинаре у менеджера учебного центра, а также посмотреть на их отношение к клиентам», — отметила Светлана.

Реальная польза от семинара

Действительно ли посещение семинара по повышению квалификации повлечет за собой положительный эффект, поинтересовались мы у представителей учебных заведений. «Дополнительные знания, подтвержденные документом о повышении квалификации, увеличивают стоимость специалиста на рынке труда», — считает Сергей Пятенко. «У слушателя появляется возможность получить дополнительные знания в концентрированном виде в той области, в которой работает. А также ответы на наиболее сложные вопросы. Это позволит избежать ошибок при выполнении своих обязанностей», — сказала Софья Батькина.

«На семинарах финансовые работники могут получить свежую информацию, которую далеко не всегда можно почерпнуть из специальных изданий», — сказала Людмила Доронкина, заведующая кафедрой экономической социологии ГОУ ДПО ГАСИС. А по мнению Леонида Лозовского, своевременное обучение снижает риски для бизнеса. «Ведь для бухгалтера всегда важно получить подтверждение того, что он правильно делает свою работу. Причем услышать это из уст профессионала. Это определенная гарантия того, что ты на правильном пути и не наделаешь ошибок, за которые можешь попасть под наказание контролирующих органов. Кроме того, это хороший способ поднабраться дополнительных знаний, что никогда не бывает лишним», — отметил в заключение Леонид Лозовский.