Увольнять сотрудников психологически трудно, но есть способы страдать меньше

Мария Подцероб

Рано или поздно с необходимостью уволить сотрудника сталкивается каждый руководитель. Но далеко не всем это дается легко. Стресс, испытываемый начальником, приводит к конфликтам в семье и проблемам со здоровьем. Чтобы снизить его уровень, эксперты советуют сравнивать себя с хирургом и помнить, что увольняемый сам виноват в своей судьбе.

Британская исследовательская компания Alexander Hughes Interim Management в прошлом году опросила 200 гендиректоров, финансовых директоров и менеджеров по персоналу британских компаний о том, какие чувства они испытывают, когда им приходится уволить сотрудника. Четверо из 10 отметили, что необходимость кого-то выставить за дверь пагубно сказывается на их эмоциональном состоянии и отношениях в семье. «Психологический стресс, который испытывали опрошенные, приводил к тому, что они ссорились с домочадцами и друзьями, кричали на детей, цеплялись к каждому не так сказанному слову», – рассказывает Гэвен Берден, управляющий менеджер Alexander Hughes. 37% из тех, кому пришлось уволить сотрудников, перестали получать от работы какое-либо удовольствие. «Я совершенно точно испытываю стресс при увольнении сотрудника», – признается Роман Хлюстиков, гендиректор рекламного агентства «Русевромедиа». Однако работа есть работа. «Я бы сравнила себя с хирургом. Он отрезает определенные части тела, чтобы организм хорошо функционировал. При этом он не испытывает негативных эмоций», – говорит Светлана Зорина, HR-директор компании по продаже товаров народного потребления «АСБ-рейтинг». Точно так же руководитель, избавляясь от ненужных сотрудников, должен воспринимать это как оздоровление компании, продолжает она.

Правда, прийти к такому пониманию Зориной было непросто. «Первый раз я очень долго вела переговоры об увольнении», – вспоминает она. Человек, которого предстояло уволить, был очень хорошо ей знаком, они несколько лет вместо проработали. «Я начала издалека, говорила о том, что в компании грядут сокращения, что часть людей придется уволить», – рассказывает она. Но что бы она ни говорила, ей было очень жаль увольняемого сотрудника. Однако тот спокойно воспринял новость и быстро согласился уйти. «Я до сих пор радуюсь, что моя первая ситуация с увольнением сотрудника разрешилась так легко», – говорит Зорина.

Основная причина стресса у увольняющего – неуверенность в том, что это единственный выход. «Обычно решение об увольнении зреет у меня достаточно долго. Накапливаются аргументы в пользу увольнения, просчитываются последствия и варианты по найму нового сотрудника», – говорит Роман Хлюстиков. «Однажды мы хотели уволить человека из отдела продаж. По крайней мере, такое решение принял непосредственный начальник этого сотрудника», – вспоминает Алексей Шлыков, гендиректор SAP, компании по разработке решений в сфере управления. Начальник говорил, что потерял всякое доверие к сотруднику, однако было видно, что его обуревали эмоции. «Я засомневался и не подписал сразу приказ об увольнении», – вспоминает Шлыков. На следующий день сотрудник, которого должны были уволить, сам пришел к гендиректору в кабинет. «Он не жаловался на жизнь, а просто признал кое-какие свои ошибки и сказал, что хочет остаться в компании», – рассказывает Шлыков. Он говорит, что слова сотрудника тронули его до глубины души. Он понял, что между непосредственным начальником и сотрудником просто не было взаимопонимания, и перевел несостоявшегося уволенного в другой отдел. «Я очень переживал, потому что боялся принять неправильное решение», – вспоминает Шлыков. С тех пор, прежде чем уволить кого-либо, он подробно изучает ситуацию и собирает максимум информации. «Это единственный способ избежать укоров совести», – говорит Шлыков. «Были случаи, когда после увольнения сотрудников у меня болело сердце, не говоря уже о душе», – рассказывает Юна Скобликова, гендиректор консалтинговой компании Green Street. «Со временем начинаешь абстрагироваться от переживаний. Иначе просто сгоришь на работе», – говорит Татьяна Гостенина, гендиректор управляющей компании Hospitality Management Group, специализирующейся на гостиничном бизнесе.

Скобликовой неприятно увольнять даже тогда, когда никакого сочувствия к увольняемому она не испытывает. «Я пила валокордин», – говорит она, вспоминая такую ситуацию. От конфликта на работе пострадали и домочадцы. «Когда приходишь домой раздраженной, то срываешься на ребенка и маму. Они-то ни в чем не виноваты», – рассказала она. Чтобы снизить уровень стресса, руководители изобретают свои собственные рецепты. «Правильно выстроить разговор мне помогает интуиция, я точно знаю, когда и что нужно сказать», – объясняет Татьяна Гостенина. В целом все руководители признают, что всегда лучше лично побеседовать с кандидатом на увольнение. «Я не могу перепоручить этот трудный разговор моему заместителю или послать письмо по электронной почте», – говорит Татьяна Федорова, HR-директор водочной компании «Исток». Она считает, что личная беседа нужна не только увольняемому, но и ей самой: надо узнать, почему человек плохо работал и чего ему не хватало.

В иных случаях разговор лучше начинать издалека, объясняет Светлана Зорина. Если речь идет, например, о сокращении штата, то человека лучше хорошо подготовить к предстоящему увольнению. Если же человек плохо работал и уже давно подозревает, что начальство им недовольно, нужно брать быка за рога. «В таких случаях я всегда говорю сотруднику: «Ты наверняка догадываешься, о чем мы будем говорить». И после этого сразу завожу разговор об увольнении», – рассказывает Татьяна Федорова. «Будьте честными, прямо говорите сотруднику, что вы его увольняете», – соглашается Александр Сташенко, бизнес-модельер и тренер компании «Тренинг-бутик», которая специализируется на стресс-менеджменте.

И все же, как бы руководители ни контролировали свои эмоции на работе, ничто человеческое им не чуждо. Роман Хлюстиков, к примеру, выговаривается дома. «Я рассказываю ситуацию жене. Она самый внимательный слушатель, который меня понимает и поддерживает. Обычно после такого разговора последние сомнения в правильности решения отпадают», – говорит он. Сташенко советует руководителям утешать себя мыслью о том, что, если сотрудник не смог доказать на этом месте работы, на что он способен, это его проблемы. «Вашей вины в этом нет», – заключает он.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Увольнять сотрудников психологически трудно, но есть способы страдать меньше

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.