Хоровод для прибыли

Елена Мулярова Источник: Бизнес

В объявлениях о вакансиях обычно значится стандартное: должность, уровень зарплаты, социальный пакет, такой-то рабочий день… К этому перечню следовало бы добавить еще один пункт: отправление корпоративных ритуалов обязательно.

«Работал я в одной конторе,— вспоминает системный администратор, не пожелавший огласить ни свое имя, ни название компании,— с интереснейшей заморочкой. Каждое утро весь личный состав собирался на молитву. Не православную, не католическую, не магометанскую — в ней упоминались Христос, Будда, Кришна и Перун. Наверное, директор эту религию сам выдумал исключительно для демонстрации лояльности сотрудников. И ничего, демонстрировали».

То, что анонимный сисадмин называет заморочкой, любой специалист по корпоративной культуре обозначит как ритуал. Из того, что корпоративная культура за последние пять-семь лет стала модной темой семинаров, тренингов и газетных публикаций, еще не следует, что раньше ее не было.

Была — со всеми вытекающими из нее планерками, пятиминутками и проработками на профсоюзных собраниях. Корпоративные ритуалы тоже были. Собственно, как ритуалы вообще, которые, согласно энциклопедии, есть «стандартные формы поведения особей одного вида при их взаимодействии в строго определенных ситуациях».

В чем смысл

Одна из целей ритуала— предложить человеку готовый сценарий не столько действий, сколько переживаний, ввести эмоции человека в заданное русло, воспроизвести однажды уже испытанный всплеск радости, горя или корпоративного рвения. Ритуалы структурируют бытие любой социальной организации независимо от ее размеров. С перечисленными задачами прекрасно справляются и корпоративные ритуалы — как формальные, так и неформальные.

Любопытно, что там, где руководство пренебрегает формальной ритуалистикой (не заставляет сотрудников петь гимны по утрам и выполнять ритуал отпрашивания с работы по вечерам), пышным цветом цветут ритуалы неформальные (утренние кофепития, пятничные выпивки, перекуры). И наоборот.

Так, в компании «Агроторг», владеющей сетью универмагов «Пятерочка», большинство руководства — бывшие военные. Вероятно, по этой причине корпоративные ритуалы «Пятерочки» родом из армии. Помимо флага и гимна это еще и так называемый текст утреннего настроя — своеобразная корпоративная молитва. По мнению руководства компании, все перечисленное помогает сотрудникам работать в напряженном ритме (кассир «Пятерочки», согласно правилам, должен обслужить 60 клиентов в час) и не только не сойти с ума, но и сохранить должную дисциплину.

Замечено, что в компаниях, сотрудников которых набирают не из случайных людей, а ищут среди единомышленников, ритуальный формализм сведен к минимуму. «Мы даже не отмечаем День защиты окружающей среды или День Земли, хотя могли бы,— рассказывает сотрудник „Гринпис” Вадим Кантор,— а Рождество, дни рождения или Восьмое марта — обязательно и по доброй воле».

Выпивка и спорт обязательны

Скучным духом формализма можно пропитать любой, даже самый приятный корпоративный ритуал. «На моей прошлой работе,— вспоминает москвич Николай,— было обязательным посещение корпоративных мероприятий с непременным употреблением алкоголя: ежели не пьешь, значит, что-то затаил. Нарушение правила могло стать причиной увольнения».

Или вот еще пример формализма: топ-менеджеры ММК (Магнитогорского металлургического комбината) раньше в обязательном порядке плавали в бассейне, а теперь отправляются на горнолыжную трассу, где сдают зачет генеральному директору. Или взять модный нынче «веревочный тренинг» и прочие тимбилдинги, когда сотрудников вывозят за город, заставляют лазить по деревьям и падать спиной назад прямиком на руки коллег — считается, что именно этот кульбит развивает невероятное доверие между коллегами. Вот как отзывается о подобном мероприятии его непосредственный участник, сотрудник одной из крупных компаний, занятых информационным бизнесом: «Все делают счастливые лица и играют в бредовые игры. Тренеры позиционируют это как нечто важное, а сотрудники воют. И все это продолжается три дня, два из которых — выходные. На третий день я все это начал откровенно саботировать».

Однако тем же самым можно заниматься добровольно и с удовольствием. Например, в московскойкомпании «Аква Лого» весь руководящий состав увлекается горным туризмом и рафтингом, а подчиненных подбирают среди друзей по интересам. Выходные, праздники или отпуска сотрудники «Аква Лого» почти всегда проводят в походных условиях, не считая это времяпрепровождение тимбилдингом. А командный дух при этом развивается естественным образом.

Инициация и хоровод

Социальные антропологи считают, что существует всего четыре типа ритуалов: календарные, переходные, кризисные и магические. Почти любой корпоративный ритуал прекрасно укладывается в эту типологию.

Календарные ритуалы— самые незыблемые благодаря своей привязке к конкретным датам. Из формальных: это празднование годовщины основания компании, новогодние корпоративные вечеринки, празднование дня рождения шефа. Из неформальных: выпивка в кругу коллег по тем же самым поводам, но абсолютно добровольная.

Переходные ритуалы— ими обставляется переход человека в иное качество, смена статуса.

Часто сопровождается испытанием, в процессе которого человек должен доказать свое соответствие новому статусу.

В корпоративной культуре к переходным ритуалам можно отнести процедуру собеседования, где проверяют не только знания соискателя, но и испытывают его на прочность. Особенно это актуально для так называемого шокового собеседования. Если соискатель с честью выдержит вопросы о личной жизни, испытание на полиграфе и не упадет при этом со сломанного стула (который является одним из атрибутов шокового собеседования), инициацию следует считать успешно пройденной.

К формальным переходным ритуалам относятся исполнение гимна компании и даже отмечание посредством магнитной карточки или записи в журнале о явке на работу. Благодаря этому сотрудники осознают, что из статуса свободных людей переходят в статус наемных работников. Иногда переходные ритуалы приходится отправлять, просто перемещаясь внутри компании: так, в питерской компании «Картинформ», заходя в кабинет начальника, следовало обуваться в специальные тапочки.

Магические ритуалы — самые древние и самые живучие.

В корпоративной культуре магический оттенок приобретают переходные ритуалы начала рабочего дня. Особенно в компаниях, специализирующихся на сетевом маркетинге.

Например, по свидетельству одного анонимного участника ритуального действа, рабочий день в их компании начался с «круга благодарения», когда сотрудники водили своего рода магический хоровод.

Кризисные ритуалы. По мнению доктора исторических наук, профессора факультета этнологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Альберта Байбурина, ритуал— «наиболее действенный и единственно возможный способ переживания человеком критических жизненных ситуаций». Кризисный ритуал в масштабах государства — это обращение его главы к народу.

В масштабах отдельно взятой компании — обращение ее главы к сотрудникам с просьбой затянуть пояса, поработать сверхурочно, отказаться от отпуска или… добровольно уволиться. Сюда же относятся мозговые штурмы, желательно с привлечением кризис-менеджера, а также уже упомянутые тренинги персонала.

Все в баню

Возможно, нашим руководителям следует брать пример с их французских коллег, которые, как сообщает французская La Tribune, предлагают своим подчиненным разнообразные приятные варианты корпоративного времяпрепровождения. Так, в честь пятилетия ИТ-компании Cilaos ее руководитель Серж Холл отправил своих подчиненных в спа-центр. Там «айтишники» посидели в джакузи, погрелись в хаммаме, расслабились в массажном и преобразились в косметическом кабинетах.

«Сначала мужчины — а их в компании большинство — отнеслись к затее с некоторой настороженностью,— рассказывает глава компании,— но я хотел, чтобы мои сотрудники пережили незабываемые моменты и получили ни с чем не сравнимые ощущения, отличающиеся от традиционных командных игр team building».

Серж Холл не одинок в своей инициативе: корпоративные визиты обеспечивают 30% торгового оборота французских спа-салонов. Более того, коллективные походы за удовольствиями стали частью маркетинговой тенденции, получившей название art de vivre — «искусство жить». По мнению Марилин Пассини, директора консалтинговой компании Proame, «необходимо предлагать сотруднику то, что его может заинтересовать, например, гурманство, возвращение к природе. Возможно, в компаниях в скором времени войдут в практику посещения сельских хозяйств, прохождение курсов садоводства…» А сейчас сотрудники некоторых французских компаний с удовольствием учатся за счет руководства на кулинарных курсах и даже создают коллективные живописные полотна.

Именно работой над фреской 300 нотариусов компании Monassier отметили приближение нового 2006 года.

Приживутся ли подобные новации у нас? Почему бы и нет. Но только неизвестно, как отреагируют на них наши менеджеры, если походы к косметологу или на кулинарные курсы станут обязательными, а отказ от них будет грозить увольнением. В том, что иные руководители российских компаний организуют эти посещения именно таким образом, сомневаться не приходится.