Когда председатель совета директоров Sony сэр Говард Стрингер (Howard Stringer) заключил две крупнейшие сделки, осуществив слияние Sony Music с Bertelsmann’s BMG и купив MGM, полагался ли он при этом на навыки, отточенные во время получения степени MBA? А Чарльз Ален, подготовивший слияние компаний Carlton и Granada с возглавляемой им группой ITV? Помогли ему знания, полученные в одной из лучших бизнес-школ, или нет?
В обоих случаях ответ будет отрицательным.
Хорошо, а как быть с Жан-Мари Мессье (Jean-Marie Messier), бывшим исполнительным директором компании Vivendi Universal? Он-то уж точно воспользовался умениями, приобретенными в престижнейшей Ecole Nationale d’Administration, которую окончили многие представители французской деловой элиты, когда чуть было не привел крупнейшую медиа-группу к банкротству!
Но если результаты столь резко различаются, для чего потенциальным медиа-магнатам тратить десятки тысяч фунтов на программы MBA, особенно учитывая тот факт, что большое количество решений в этой области, принимается скорее на основании интуиции и здравого смысла, нежели полагаясь на выкладки из учебников?
Возможно, ответ на этот вопрос нам подскажут некоторые из тех, кто в конце мая присутствовал на открытии первой в Европе MBA-программы по медиа-менеджменту в Said Business School (Оксфорд). В толпе студентов можно было заметить Марка Гетти (Mark Getty), одного из основателей фотобанка Getty Images; Питера Бальзагетта (Peter Bazalgette), главу британского отделения Endemol; а также лорда Хизелтайна (Heseltine), издателя и экс-заместителя премьер-министра.
Нина Пустильник, вице-президент по корпоративному развитию и стратегии европейского отделения Warner Brothers, говорит, что «сейчас новоиспеченных выпускников бизнес-школ больше, чем когда бы то ни было. Однако для некоторых сфер деятельности нужна некоторая специализация; в особенности это касается растущих секторов экономики, которые оказывают наибольшее влияние на экономику».
Инон Крайц (Ynon Kreiz), главный партнер в Benchmark Capital и бывший исполнительный директор Fox Kids Europe, считает, что MBA является как бы «центром притяжения талантливых людей, золотым запасом для работодателей».
«MBA становится стартовой площадкой для тех, кто хочет попасть в определенную отрасль», — добавляет он.
Крейц, закончивший программу MBA по медиа-менеджменту в UCLA, признается, что, возможно, не так уж и много узнал о специфике этого бизнеса. Основная ценность программы заключалась в том, что она помогла ему открывать любые двери.
«Очень ценными были встречи с людьми, занимавшими ключевые позиции в медиа-бизнесе, — продолжает он. – К примеру, мне удалось познакомиться с Хаимом Сабаном [миллиардером, основателем компании Fox Family] и другими корифеями своего дела. MBA является своего рода визитной карточкой, некой лицензией на завязывание деловых контактов. В этом смысле программа оказалась действительно крайне эффективной».
Сэр Мартин Соррелл (Martin Sorrell), который, получив MBA в Гарвардской бизнес-школе, превратил WPP в одну из крупнейших рекламных корпораций мира, считает так: «MBA общего характера с акцентом на медиа-бизнес, возможно, лучшее решение (чем программа, полностью посвященная масс-медиа). Например, обучаясь два года, на втором курсе можно выбрать специальные дисциплины».
Именно это и предлагает своим студентам Said Business School. Декан школы Энтони Хопвуд (Anthony Hopwood) рассчитывает, что школа будет принимать около 40 человек в год на 12-месячную программу, состоящую из трех семестров. В течение первых двух семестров студенты будут изучать общие предметы, такие как финансы и бухучет, а на последнем семестре они уже буду специализироваться в своей области.
«Всегда есть опасность абстрактного обучения менеджменту в отрыве от контекста, — объясняет профессор Хопвуд. – В этой сфере существует множество крайне сложных вещей, таких как финансирование и производство кинопродукции, новые способы распространения (к примеру, DVD или интернет). Кроме того, сюда же относятся вопросы юридического характера — права на интеллектуальную собственность и т.д».
«Наша идея заключается в том, чтобы рассмотреть различные финансовые и экономические дисциплины под определенным углом зрения. Нам нужны люди, способные творчески мыслить и обучать этому студентов; люди, которые действительно разбираются в медиа-бизнесе».
В настоящее время Хопвуд занят поисками 10 миллионов фунтов стерлингов в виде пожертвований на финансирование школы, а также, возможно, и генерального спонсора. Медиа-MBA не может гарантировать успеха на избранном поприще, однако работодатели надеются, что программа сможет достойно подготовить будущих медиа-магнатов.
Выпускник MBA и глава Universal Music International Йорген Ларсен (Jorgen Larsen), считает так: «Образование способно помочь разобраться в тонкостях профессии, однако оно не заменит талант. А вот талант в сочетании с образованием могут дать поразительный эффект».