Всё образуется: анализ тренингового рынка Екатеринбурга

Источник: Капитал

Цены на образовательные программы колеблются от 2 тыс. рублей до 5 тыс. долларов в день Количественное предложение образовательных программ и их разнообразие способно обеспечить 50-процентное приращение объемов образовательных услуг в Екатеринбурге. Все упирается в спрос. Лишь 20-25% екатеринбургских компаний стабильно вкладывают деньги в развитие своих сотрудников. Остальные либо начинают задумываться о целесообразности бизнес -обучения и лишь планируют включить соответствующие расходы в бюджет, либо уверены, что у них работают и без того умные люди.

По свидетельству экспертов, рынок бизнес-образования в Екатеринбурге стал о себе явно заявлять в последние 7 лет. Но приобрел отчетливые формы относительно недавно — два года назад. Уже есть внешние признаки устойчивости: второй год проводятся специализированные выставки по бизнес-образованию, СМИ в регулярном режиме освещают эту тему, явно обозначились лидеры этого рынка, говорит Ольга Жигальцова, генеральный директор «Центра «Бизнес-образование» (ЦБО).

Участники рынка заявляют, что уровень бизнес-образовательных услуг в Екатеринбурге ничуть не отстает от столичных ни качественно, ни количественно. Хотя этот уровень поддерживается во многом за счет того, что образовательные центры пользуются услугами именитых специалистов из Москвы.

Елена Старостина, директор тренинговой компании «Активные формы», выделила две противоположные тенденции рынка: с одной стороны, существует мнение, что все самое лучшее в образовании — в Москве, и другая точка зрения — что из столицы не идет к нам ничего хорошего. «Это специфика регионального рынка, — признает она, — но теперь к столице стали относиться спокойнее, в основном — как к источнику новых образовательных технологий, признавая профессионализм местных специалистов».

Директор образовательного центра «Бизнес-развитие» Александр Гусев отмечает, что есть моменты (например, «оценка эффективности инвестиций в маркетинг», «практика внедрения BSC»), по которым москвичи опережают местных специалистов. «Но в большинстве востребованных предложений и тематик уровень наших консультантов не хуже, чем у москвичей. А во многих случаях, например по практике применения, по знанию особенности рынка, наши уральские консультанты имеют преимущество. Технологии управления адаптированы не просто к российскому рынку, а к особенностям Уральского региона», — уточняет он.

По данным аналитического отдела группы компаний «Активные формы», суммарный объем рынка бизнес-обучения России — 200 млн долларов, уральского — 33-34 млн долларов; объем образовательного рынка Свердловской области составляет примерно 156 млн рублей. Рост рынка за 2005 год составил 10-15%.

Последние полтора года стали для рынка бизнес-образования переломными. Ушли в прошлое «общие» программы, обучающий контент стал узко специализированным, рассчитанным на решение конкретных практических задач. В последнее время начали активно обучаться представители малого и среднего бизнеса. Причем если ранее акцент делался на подготовку специалистов, то сейчас — на руководителей и собственников: растет спрос на комплексные управленческие программы, включающие вопросы психологии управления, маркетинга и финансов.

Классифицировать работающих на рынке бизнес-обучения игроков можно по продолжительности обучения, набору основных тематик, формам обучения — семинары, тренинги (открытые или корпоративные), целевой аудитории и т.п. Большинство участников специализируется на краткосрочных проектах. Основная причина роста краткосрочных программ — в их мобильности, оперативном отклике на потребности бизнеса, конкретности, практической направленности, считает Александр Гусев. В какой-то мере еще и потому, что долгосрочные программы требуют больших инвестиций, лицензирования и т.п., их сложнее организовать. Сказывается и конкуренция со стороны вузов. «Почти в каждом вузе есть программы повышения квалификации продолжительностью 3-6 месяцев». Но и вузы, и фирмы, специализирующиеся на среднесрочных образовательных проектах, обязательно предлагают и более оперативные программы, отметил Александр Гусев.

В Екатеринбурге действуют 68 компаний, предлагающих услуги бизнес-образования. Существует ряд фирм, которые задают тон на рынке и предлагают львиную долю образовательных программ. Постепенно складывается тематическая специализация, которая становится наиболее сильной стороной того или иного центра.

Ольга Жигальцова отмечает, что сегментировать рынок бизнес-образования можно по нескольким параметрам. Например, игроков этого рынка можно различать по тому, с какими целевыми аудиториями они работают. Одни компании узко специализируются (тренинги по продажам, маркетинг), а другие предлагают свои образовательные продукты одновременно на разные целевые аудитории: руководители, менеджеры среднего звена, менеджеры по продажам, финансисты, юристы и др.
Фирмы отличаются и ассортиментом тренеров: от компаний с широким спектром предложения до компаний, которые работают с тремя тренерами, предлагая 3-4 темы в год.

Одни провайдеры привозят тренеров из столиц или из-за рубежа, другие используют услуги местных консультантов. Предложения основных игроков дополняются теми, для кого бизнес-образование не основной вид деятельности — кадровые агентства, предлагающие локальные программы обучения. По мнению Елены Старостиной, в Екатеринбурге рынок бизнес-образования еще не сформирован в полной мере, поэтому четко его сегментировать сложно. Ни по одному из оснований классификации невозможно выстроить стройную структуру рынка. «Большинство компаний работают одновременно в нескольких нишах, направлениях — отраслевых, ценовых, содержательных», — говорит она.

Особенность бизнес-образования — это 100% прикладная направленность. «Клиенту нужно оторваться от работы на небольшой промежуток времени, ухватить и с понедельника начать уже внедрять полученное в компании. Деньги, вложенные в обучение, должны давать быструю отдачу. Поэтому краткосрочные программы пользуются наибольшим спросом», — полагает Ольга Жигальцова.

Краткосрочные программы помогают бизнесу решать актуальные задачи, быстро реагируя на возможные проблемы. «Отсюда важные требования к обучающим компаниям — способность самостоятельно разрабатывать программы исходя из потребностей рынка. И обеспечивать внедрение новых технологий, помогая персоналу переводить знания в навыки. Поэтому форма тренинга так популярна — позволяет взрослым людям пробовать в безопасной для себя учебной среде делать что-то по-другому, потренировать новый тип поведения», — подчеркивает Елена Старостина.

Как сообщил Александр Гусев, в среднем 25% клиентов в образовательных центрах — это руководители и собственники бизнеса, остальные — менеджеры среднего звена. По данным компании «Активные формы», «дешевый» сегмент бизнес-образования в Москве уже отмирает, при этом растет количество программ ценовой категории миддл, а также люкс, стоимость которой составляет от 5 тыс. долларов в день. «В Екатеринбурге же, — говорит госпожа Старостина, — «дешевый» сегмент вполне полноценен и востребован. В нем готовят секретарей, менеджеров по персоналу, такие фирмы больше работают с физическими лицами, а не с компаниями».

Стоимость экономного обучения составляет около 2 тыс. рублей в день. По данным газеты «Капитал», средний ценовой сегмент ориентирован на менеджеров по продажам, руководителей среднего звена. Стоимость этих программ начинается от 800 долларов в день. Образовательных проектов уровня «люкс» в Екатеринбурге пока нет. Урало-Сибирский институт бизнеса предлагает программы по цене от 2 тыс. долларов в день.