E-learning — основные тенденции 2005

Елена Тихомирова Источник: E-Learning World

Именно качество e-Learning стало основной темой большинства мероприятий и встреч профессиональных сообществ в 2005 г. Уже к сентябрю появилось ощущение, что кто-то просто копирует программы конференций. В 2004 г. самое большее, что можно было найти на тему качества e-Learning — это небольшая секция или короткий семинар. В 2005 г. создан European Foundation for Quality in e-Learning, запущен e-Xellence, проект Евросоюза по разработке показателей качества eLearning и методики его оценки и контроля. Также приступили к работе два сертификационных агентства, которые подтверждают качества e-Learning программ. Первое, European Foundation for Management Development, запустило среди уже имеющихся сертификационных программ для бизнес-школ программу CeL (Certification of e-Learning). Второе — канадское агентство eQcheck, которое создано специально для оценки качества e-Learning.

Важно отметить, что все программы сертификации, а также имеющиеся инициативы Европейского союза и других стран, единодушны в описаниях критериев и показателей: «Выбранные технологии должны соответствовать поставленным учебным целям, быть надежными и использоваться в объеме, достаточном для передачи заложенного в программе объема знаний». Никто не смотрит на то, что именно вы используете, есть ли у вас LMS, форум или чат для общения между слушателями курса. Смотрят на то, как вы используете имеющееся и достаточно ли этих инструментов для передачи знаний, а самое главное, есть ли у слушателей возможность общения между собой и консультаций с преподавателем (feedback).

Во всех программах сертификации большое внимание уделяется организации и управлению процессом электронного обучения. Эта тенденция также прослеживалась и на большинстве конференций, некоторые секции которых были посвящены изменению организационных структур учебных центров и департаментов компаний.

В целом, 2005 г. стал самым ярким в области оценки и контроля качества e-Learning. Из этого стоит делать вывод, что рынок e-Learning постепенно насыщается, а в этом случае становится очевидным некачественный товар. Сегодняшние потребители онлайн-курсов и программ обучения уже хорошо понимают, как должен выглядеть качественный продукт, что такое грамотная поддержка тьютора в процессе обучения. Ярким интерфейсом и анимацией сегодня уже трудно удержать клиента, а потому в 2006 г. производителям e-Learning контента стоит уделять особое внимание его качеству задолго до того, как речь пойдет о выборе технологий и способов представления.

Важно отметить, что в прошедшем году большое внимание уделялось трансформации традиционных университетов в связи с развитием новых информационных технологий. С начала развития e-Learning большого внимания этому аспекту никто не уделял. Традиционно полагалось, что классические университеты, колыбели знаний, вне всякого сомнения первыми возьмут на вооружение e-Learning и будут активно использовать его в свое повседневной практике.

Естественно, выделялся ряд трудностей, с которыми университетам придется сталкиваться в момент внедрения, но о трансформации всего университета целиком и трансформации всех его бизнеспроцессов, никто не задумывался. Но если посмотреть сейчас на ситуацию с внедрением e-Learning в учебных заведениях, то можно увидеть, что по-настоящему преуспели в данной области только те вузы, которые изначально были созданы для работы с дистанционным обучением, хотя и с использованием стандартных почтовых и телефонных технологий. Классические университеты, которые специализируются на различных очных программах, сталкиваются с большим количеством проблем, связанных не только с отторжением новых технологий, но и с необходимостью частичного или полного изменения бизнеспроцессов. Более того, для развития e-Learning в этих организациях требуется немалый объем инвестиций, которые позволят приобрести необходимое оборудование, а также обучить не только профессорско-преподавательский состав, но и административный персонал и технических специалистов.

Неудивительно, что основными темами для дискуссий в минувшем году стали привлечение инвестиций государства и индустрии, а также подходы к изменению традиционной университетской организационной структуры и основных бизнес-процессов. Не менее важной в данных обсуждения стала и тема изменения существующих регламентирующих документов в образовании. Было отмечено, что именно устаревшие нормы и требования во многом приводят к трудностям классических университетов.

В конце 2004 г. в качестве прогноза было отмечено, что большое внимание будет уделяться использованию мобильных технологий в обучении. Интересно, что обмен опытом с зарубежными коллегами в этой области показал: наибольшее развитие мобильное обучение получило в школах и колледжах. Здесь работа с мобильным телефоном на уроках весьма эффективна: детям нравится использовать телефон для общения с одноклассниками не только на личные темы, но на учебные. Очень полезным считается использование КПК и смартфонов для работы со школьниками на выездных уроках, когда учащимся необходимо самостоятельно произвести замеры или наблюдения. В этом случае удобный интерфейс знакомого и привычного устройства превращает процесс обучения в увлекательную игру. Другим примером эффективного обучения с использованием мобильных технологий может служить посещение музеев и галерей, когда учащийся получает возможность не только самостоятельно изучать объект, но и получить дополнительную информацию о нем, а сразу после просмотра сдать тест.

Второй наиболее распространенной областью применения мобильных технологий в обучении можно назвать вооруженные силы. Там мобильное обучение — это как раз то самое «в нужное время, в нужном месте». Используя мобильные устройства, военнослужащие могут не только получать оперативную информацию, но и проходить обучение по актуальной тематике, что позволяет им наиболее правильно действовать в реальных условиях.

Описанные направления развития мобильного обучения отнюдь не говорят о том, что в других областях эти технологии показали себя как неэффективные. Многие компании и университеты также успешно используют это, но в большинстве случаев как альтернативу компьютерам. Для компаний это обусловлено необходимостью привлечения больших бюджетов для обеспечения сотрудников соответствующими устройствами, а для университетов тем, что сегодня еще не каждый студент обладает устройством, подходящим для мобильного обучения.

Вспоминая самые интересные события 2005 г., особенно хотелось бы отметить Конгресс Швейцарского центра инноваций в обучении (Swiss center for innovations in learning — SCIL). Это мероприятие проходит один раз в два года, неизменно в маленьком швейцарском городке St.Gallen. На первый взгляд мероприятие ничем не привлекает: почти нет рекламы, маленькая выставка перед входом в зал, после пленарного заседания всего три секции. Общее количество участников не превышает 100 человек. Но самое интересное начинается, когда, случайно зайдя на сайт центра и обнаружив программу этого конгресса, начинаешь читать имена докладчиков. В 2005 г. там выступали Марк Розенберг, Роберт Земски, Сабина Сойферт, Нигель Пейн, Дитер Ойлер и многие другие — все самые известные практики и исследователи в мире e-Learning. Большинство из этих людей поверили в успех новых технологий с их первого появления, а потому сегодня имеют богатейший опыт внедрения и использования.

Среди участников и докладчиков конгресса практически не было технических специалистов, были в основном люди, которые полностью управляют процессами электронного обучения в компаниях и вузах, поэтому речь в основном шла об эффективности и качестве e-Learning, а также о тех изменениях, которые происходят при внедрении и использовании этих современных технологий обучения. Большинство докладчиков старались не столько рассказать о том, что и как сделано, сколько посмотреть в будущее и предсказать развитие e-Learning.

Основным прогнозом или, точнее, утверждением, стала фраза «e-Learning мертв«. Очень подходит для тех, кто с самого начала был настроен скептически в отношении изменения подходов передачи знаний, и, слушая очередной доклад об e-Learning технологиях, выкрикивал из зала: «Это невозможно, обучение должно проходить в классе!». Однако продолжение этой фразы далеко не скептическое: e-Learning как что-то необычное в образовании, как новая и отдельная форма обучения существовать не будет, он органично соединится со всеми ранее существовавшими формами и станет их неотъемлемой частью.

Ни один из докладчиков в Швейцарии не сказал о том, что существует возможность параллельного развития e-Learning и традиционных форм и методов обучения. e-Learning становится частью процесса передачи знаний, где-то вытесняя часть традиционных технологий, где-то их дополняя. Дискуссии об эффективности e-Learning были в основном сведены к обсуждению правильности применения имеющегося набора технологий, а также процесса контроля и оценки качества. Очень интересно попасть в среду, где никто уже не говорит о необходимости использования или неиспользования технологий электронного обучения, а основным рабочим вопросом является понимание перспектив развития этой области для своевременного реагирования на возможные перемены.

Некоторые доклады на конгрессе в Швейцарии были посвящены связи e-Learning и управления знаниями. Ставился вопрос о том, почему с развитием современных информационных технологий именно тематика управления знаниями стала столь актуальной. Этот же вопрос был также достаточно хорошо освящен на Online EDUCA Berlin.

В данном направлении общественное мнение можно выразить в следующем. e-Learning — это наиболее эффективная технология для управления интеллектуальными ресурсами. Здесь важно отметить, что e-Learning не понимается только как обучение по определенным онлайн-курсам. e-Learning в компаниях может быть представлен в форме дискуссионных обсуждений и совместной работы c документами и ресурсами. Технологии, которые объединены в понятие «электронное обучение», позволяют эффективно сохранять, описывать и использовать знания, а главное — их извлекать. Ведь самая большая проблема в управлении знаниями стоит не в их сохранении, потому что современные телекоммуникационные технологии уже достаточно развиты для этого процесса.

Самая большая проблема — это извлечение знаний, особенно неявных. Процесс обучения всегда связан с неформальным общением, а именно неформальное общение содержит в себе неявные знания человека. Обучая сотрудников с использованием технологий e-Learning, организация получает возможность сохранить большую часть имеющихся интеллектуальных ресурсов.

Можно обучать сотрудников и в классе, но только для сохранения всех знаний, которые проявляются в процессе неформального общения, придется опутывать все комнаты камерами и устройствами, записывающими звук. А после записи нужно будет посадить человека, который, прослушав, сможет выбрать только то, что необходимо организации. Сегодняшние технологии e-Learning позволяют значительно упростить этот процесс за счет возможности поиска по метаданным и контекстного поиска.

Конечно, существуют и специальные технологии управления знаниями, но стоит отметить, что все они в той или иной степени похожи на e-Learning технологии. Именно поэтому следующим шагом развития e-Learning в компаниях и учебных заведениях многие эксперты видят внедрение технологий и методик управления знаниями. А самое интересное, что при внедрении технологий управления знаниями любая организация обязательно сталкивается с необходимостью внедрения электронного обучения, и этот факт еще раз подчеркивает, что ближайшей перспективе мы уже не будет разграничивать эти два понятия.

Другое важное направление развития e-Learning — обучение на рабочем месте. Во многом именно это преимущество и обеспечило столь высокую привлекательность e-Learning для компаний. Сейчас, когда e-Learning неразрывно связывают с управлением знаниями, понятие «обучение на рабочем месте» (а значит, «обучение в течение всей жизни становиться») становится актуальным. Если e-Learning используется как один из процессов управления знаниями, то он должен быть вписан в рабочий процесс, так как мало кто захочет делиться своими знаниями в нерабочее время и тратить на это часть своей личной жизни.

Здесь же стоит заметить, что на сегодняшний день большинство экспертов сходятся во мнении, что для эффективного обучения необходимо смешивать технологии и подходы к обучению, особенно в тех случаях, когда есть физическая возможность (возможность присутствия человека) это осуществить. Большинство традиционных тренингов, семинаров и лекций больше всего запоминаются нам не знаниями, которые мы получили, а эмоциями, которые мы испытывали в процессе обучения. Поэтому убирать эту составляющую обучения не стоит. Выбор правильной смеси зависит от учебных целей, а также потребностей и возможностей организации. Если возможность очных встреч существует, то их стоит предусмотреть и активно использовать, так как личный контакт с тренером или преподавателем может быть очень полезен. Но не стоит думать, что e-Learning не принесет желаемых результатов без элементов традиционного обучения. Правильно спроектированный e-Learning процесс полностью реализует все цели и задачи обучения, и во многих случаях будет даже более эффективен, чем традиционный тренинг.

Эффективная работа с технологиями e-Learning и управления знаниями, желание сотрудников делиться своими формальными и неформальными знаниями напрямую связаны с системой мотивации в компании и культурой. Внедряя все вышеупомянутые технологии, необходимо формировать в компании климат инноваций, обмена опытом и совместной работы. Для успешного внедрения e-Learning и управления знаниями именно эти условия составляют залог успеха, потому как ни одна самая современная технология не может компенсировать личностные потребности людей.

Корпоративная культура важна не только для компаний. Многие университеты сталкиваются с серьезными проблемами из-за того, что культура инноваций не является для них базовой. Университеты, сами по себе являясь создателями культуры, могут серьезно пострадать, если в них будет присутствовать классическая вузовская разобщенность и отсутствие единства. Культура работы передается от преподавателя к студентам, а потому важно, чтобы преподаватели и администрация вуза понимали e-Learning и работали в организации с культурой инноваций. Только в этом случае можно рассчитывать на хороший результат и эффективность процесса.

Тема корпоративной культуры не нова для множества мероприятий. В 2005 г. было очевидно все большее и большее понимание важности этого вопроса, также был представлен уже накопленный опыт. Однако стоит отметить, что вопрос развития культуры инноваций и корпоративной культуры в учебных заведениях достаточно новый и ранее был не столь популярным. С большой вероятностью можно предположить, что развитие культуры e-Learning и управления знаниями будет весьма актуально в 2006 г., так как после того, как технологии стали доступными и понятными, появилась потребность в формировании стратегии их правильного использования.

Среди других событий 2005 г. стоит обязательно отметить рост интереса к технологиям электронного обучения среди российских вузов. Для развития электронного обучения в России эта тенденция имеет большое значение, так как усилиями компаний очень сложно изменить общий подход к образованию на национальном уровне. Именно развитие e-Learning в российских учебных заведениях будет серьезным толчком к изменению нашей системы образования в целом, включая и столь необходимые законодательные инициативы.

В этом же контексте стоит отметить и развитие различных национальных и международных консорциумов и объединений организаций, активно занимающихся внедрением и использованием современных образовательных технологий. Похоже, стало очевидно, что эффективная работа с e-Learning во многом требует изменений в законодательной базе, а добиться подобных изменений в одиночку практически невозможно. Действия международных консорциумов в большинстве направлены немного в другую сторону. Здесь основной задачей является обмен опытом с целью минимизации ошибок в процессе использования e-Learning технологий. Каких-то особенных секретов успешного электронного обучения практически нет, а потому именно обмен опытом поможет избежать «изобретения колеса» и значительно укорить процесс внедрения, также существенно увеличить эффективность этого процесса.

Область e-Learning постепенно начинает приобретать понятные черты и границы. Какие технологии доступны для использования, большинство практиков данной области уже знают, а те, кто только начинает работу, могут легко получить всю необходимую информацию. Революционного прорыва в развитии этих технологий в ближайшее время, на наш взгляд, ожидать не стоит. Но это не значит, что e-Learning требует усовершенствований, изменений и доработок. Скорее наоборот, именно сейчас, когда погоня за техническими новинками уже остановилась, стоит обратить внимание на самые важные аспекты эффективного использования e-Learning — качество и методику передачи знаний.

Прошедший 2005 год показал, что e-Learning станет неотъемлемой частью любого процесса обучения, а также поможет создать и развить систему управления знаниями компании, отрасли и, возможно, страны в целом. Поэтому сегодня основная задача тех, кто управляет процессом внедрения и использования современных образовательных технологий, — сделать это процесс максимально эффективным и минимизировать ошибки, для чего необходимо как можно активнее обмениваться накопленным опытом.