Маркетологи образовательных учреждений, действующих на рынке бизнес-образования, задаются вопросом: какова емкость рынка программ МВА сегодня и как она будет меняться в течение ближайших трех лет. Очевидно, что для ответа на этот вопрос приходится оперировать исключительно экспертными оценками, т.к. большинство точных базовых данных отсутствует.
Сегодня мы располагаем следующими оценками. По данным «Финансовых известий» (апрель 2005 г.) потенциальный объем российского рынка краткосрочных и среднесрочных программ составлял $20–25 млн. По оценке компании Begin Group, емкость российского рынка краткосрочного бизнес-образования в 2005 г. составляла примерно $170–200 млн. Опрос проводился среди HR-директоров и относился, в основном, к услугам тренинговых компаний. По оценке журнала »Компания», в 2005 г. емкость рынка программ МВА составляла $50 млн.
Попробуем оценить емкость рынка программ МВА через количество выпускников программ МВА за год. В качестве отправной точки воспользуемся данными эксперимента (1999–2003 г.) по апробации программ МВА в российских образовательных учреждениях, проводившегося Минобразования России. Согласно им (см. »Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация» под общ. ред. С.Р. Филоновича. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. – 690 с.), в 2003 г. дипломы МВА получили 2733 человек а 5600 – продолжали учиться. Всего же за три первые года эксперимента на программы МВА было зачислено 8300 человек, которые полностью завершили свое обучение к середине 2004 г. При условии 18% ежегодного роста (экспертная оценка) количества поступающих на программы МВА, в 2004 г. выпускников МВА было 3225 человек, а в 2005 г. – 3805 чел.
Если иметь в виду, что количество учащихся в течение года, как правило, выше в 2,5–3 раза за счет тех, кто только принят или еще не завершил учебу, то в течение 2004 г. учились 9675 чел, в течение 2005 г. – 11415 чел.
В 2005 г. из 11415 слушателей программ МВА 3805 человек завершили последний семестр и получили дипломы МВА, 7610 проучились полные два семестра. Каждый из слушателей заплатил за свою учебу в среднем $2,5 тыс. за семестр (школы бизнеса, доминирующие на рынке, предлагают программы МВА стоимостью $10–14 тыс. за два года).
С учетом выпуска и количества семестров, получим окончательно емкость рынка программ МВА в 2005 г., равную $47,5 млн. Таким образом, емкость рынка бизнес-образования в 2005 г. составила $240–270 млн.
Не обойдем вниманием и вопрос о том, какую долю рынка программ МВА занимает его наиболее крупный участник — АНХ при Правительстве РФ. Согласно уже цитировавшимся данным (см. »Бизнес-образование..»), в 2003 году дипломы МВА в АНХ получил 1351 человек, что составляло 49,4% от общего числа МВА. По нашему прогнозу эта цифра к 2005 г. возросла до 1880 человек. По нашей методике получим долю программ МВА АНХ в 2005 г. $23,5 млн. Эта доля, скорее всего, выше, поскольку у наиболее крупных школ АНХ (ВШМБ, ВШКУ, ИБДА) стоимость программ МВА выше, чем в среднем по рынку, и составляет $13–18 тыс. за два года.
Используя данные школ, взятые с их интернет-сайтов, и нашу методику, можно определить ориентировочно также и доли других известных школ бизнеса.
Для оценки динамики рынка бизнес-образования в течение 2005–2008 гг. будем опираться на прогноз агентства »Качалов и Коллеги». Согласно ему весь рынок бизнес-образования (включая продукты тренинговых компаний, краткосрочные и среднесрочные программы, корпоративные программы и открытые программы МВА) вырастет на 15% — в 2006 г., на 30% – в 2007 г., на 33% — в 2008 г.
Прогноз был сделан исходя из роста среднедушевого дохода российского гражданина. Цифры общего объема не совпадают с нашими, но в данном случае нас интересует только динамика роста. По мнению аналитиков агентства, существуют два сценария развития: оптимистический и пессимистический. Мы склонны рассматривать скорее оптимистический сценарий, т.к. вступление России в ВТО вызовет большую потребность в бизнес-образовании (хотя отрицательный сценарий из-за падения платежеспособного спроса также существует).
Темпы роста других сегментов рынка будут естественно, отличаться, но в данном случае наш прогноз сделан »по рынку» в целом.
Российский рынок бизнес-образования в 2005–2008 гг.
Юрий Тазов