Для тех, кто мечтает о море. Представляем программу МВА MARITIME/PORT MANAGEMENT

Павел Горбачев Обучение & Карьера

Великобритания долгое время была колониальной державой, всегда считалась владычицей морей, и этот титул она носит до сих пор. Все морские уставы, понятия и термины разработали англичане. Мореходы всего мира учат английский язык, и неудивительно, что впервые обучение по программе МВА «Менеджмент торгового флота и управление портами» введено именно в Англии.

Специализированная программа МВА Maritime/Port Management входит в число бизнес-курсов, обучение по которым ведется за рубежом. В Европе самыми искусными мореходами считаются греки. Всем известно их умение работать в торговых флотилиях. Скандинавы знают толк в рыбной ловле в северных широтах, азиаты крепко держат в своих руках экваториальные и тропические воды. Почти 40 % всего мирового торгового флота принадлежит китайским, тайваньским, японским и индийским компаниям. Основные бизнес-школы, где преподают программу МВА «Менеджмент торгового флота и управление портами», находятся в Великобритании, Индии и США. Именно там, где имеется хорошая академическая база, стало возможно обучать соискателей МВА Maritime/Port Management. Неслучайно и то, что для иностранных студентов, в основном и составляющих аудиторию курса, стоимость подготовки в три раза выше, чем для граждан страны обучения. Названная специализация не пользуется массовым спросом, на это создатели и не рассчитывают.

Программа МВА Maritime/Port Management разработана для профессионалов торгового флота, занимающихся морской логистикой, управлением портами, организацией морских и океанских флотилий. В ХХI веке грамотный менеджмент необходим на земле, в небесах и на море. Сегодня стало возможным обобщить опыт моряков всех времен и народов, на его основе создана современная теория управления. Диплом МВА позволяет подняться на новый уровень профессионализма тому, кто в этом заинтересован.

Требования к поступающим

Как стандарт, необходимо наличие высшего образования с квалификацией «магистр». Вместе с тем российский диплом об окончании дневного отделения вуза с указанием достигнутого профессионального уровня «специалист» вполне подойдет. Приветствуется, если полученное образование относится к техническим, естественно-научным, экономическим или управленческим наукам. Кроме того, соискателю нужно иметь сертификат о сдаче GMAT. Некоторые учебные заведения туманно пишут в объявлениях, что в качестве альтернативы высшему образованию условием поступления может быть «достаточный опыт работы в судоходных компаниях». Иные же прямо указывают, что соискатель, не прошедший обучение в вузе, должен иметь подтверждение о законченном среднем специальном образовании в области морского дела, длившемся не менее трех лет, а также справку о стаже, составляющем не менее шести лет. Но самое главное — независимо от уровня квалификации абитуриент должен владеть английским языком и предоставить свидетельство о сдаче IELTS.

Содержание курса

Первая часть программы включает изучение общих управленческих дисциплин, таких, как основы менеджмента, менеджмент и маркетинг, бухгалтерия и финансы, методика управления человеческими ресурсами, стратегический менеджмент и деловые отношения, международный бизнес, принципы финансового планирования. На начальном этапе подготовки у студента формируется солидная теоретическая база по основам современного бизнеса и управления, программа дает полный обзор по информационным системам, разностороннюю характеристику конкурентной среды отрасли в целом. Вместе с тем она подготавливает слушателя к курсу специализированных предметов, которые учат организовывать стратегию бизнеса и учитывать при этом текущую динамику индустрии. Студенты изучают возможности терминалов и портов, бизнес морских грузоперевозок, планирование работы морского порта и логистику. Затем каждый может выбрать из предложенных элективных дисциплин именно те, ради которых лично он и взялся грызть гранит науки: международный морской транспорт, теория управление портом, свод международных морских правил и законов, экономика морского порта, экономика морского транспорта, морская торговля и смежные отрасли, текущая аналитика системных процессов в бизнесе, маркетинг и конкуренция в торговом флоте, HR-менеджмент и комплектование штата судоходной компании, менеджмент акционерных обществ, экономика мирового торгового флота и морское законодательство различных стран мира.

Стоимость обучения

Самые высокие цены на обучение по курсу МВА Maritime/Port Management установлены в английских бизнес-школах. Независимо от того, выбрано обучение по одногодичной программе полной посещаемости или по двухгодичной неполной, за 12 месяцев учебы иностранные студенты заплатят немногим больше 12 000 английских фунтов (а подданные британской короны — 9200 фунтов). При этом в Англии приняты следующие требования к кандидатам на степень МВА: опыт работы в судоходных компаниях должен составлять не менее трех лет, общий трудовой стаж — не менее семи лет, возраст — от 28 лет и выше.

Более либеральная ценовая политика в учебных заведениях США: иностранные граждане платят 15 200 у. е. за обучение, предусматривающее подготовку в течение двух лет.

В Индии цены и продолжительность программы сильно разнятся в зависимости от статуса учебного заведения. В известном индийском университете, как и в вузах Великобритании, обучение по курсу МВА «Морской менеджмент» предусмотрено в течение одного года, что обойдется в 6000 фунтов стерлингов. А малоизвестная бизнес-школа в Индии предлагает программу МВА, аналогичную Maritime/Port Management, принятой в США. Для иностранцев стоимость курса составит 240 000 рупий (примерно 5500 североамериканских долларов) за два года обучения.

Области применения

В любом случае диплом МВА Maritime/Port Management — это пропуск в мир управленческих вакансий, залог карьерного роста. Во многих международных компаниях наличие такой квалификации считают необходимым условием для поступления на работу в качестве менеджера среднего звена: объем работ и возложенная на работника ответственность должны быть соизмеримы с его академическим опытом и практическими навыками управления любыми ресурсами. При сохранении размера затрат только грамотное управление способно повышать доходы компании до 20 %. При сокращении издержек доходы могут вырасти на треть. Для международной торговли, отраслью которой являются морские грузовые перевозки, это очень важно. Ведь в условиях конкуренции каждая судоходная компания стремится оптимизировать расходы.

Выпускнику курса МВА Maritime/Port Management вполне по силам такие позиции, как топ-менеджер в частных и государственных судоходных компаниях, директор по развитию в судоремонтных и судостроительных предприятиях, управляющий в рекрутинговых морских фирмах, компаниях по экспорту-импорту и многие другие. Будем надеяться, что в скором времени подобные специализированные программы МВА появятся и у нас, ведь еще Петр I завещал: «Российскому флоту быть!» В XVIII веке наша страна создала самый мощный флот в Европе. Российская Федерация в XXI веке имеет все основания расширять свое влияние в Европе, Азии. Развитие системы речного и водного транспорта как части единой транспортной системы государства укрепит экономику новой России и будет способствовать процветанию отечественного бизнеса в целом.