Умение решать бизнес-задачи – основа профессии MBA

Сергей Гладышев Обучение & Карьера

Управление любым объектом, будь то сложная машина или трудовой коллектив, так или иначе связано с оперативным реагированием на изменение деловой ситуации. Каждый раз подобная реакция сопряжена с выбором лучшего действия из ряда возможных. Если варианты поведения управленца очевидны, то он, по сути, превращается в оператора своей деятельности. Однако наиболее ценен труд тех управленцев, которым по ходу работы приходится искать истинно верные решения.

Ошибки в миллиарды долларов

Несмотря на развитое информационное пространство современного делового мира, менеджер порой даже не имеет и нескольких минут для того, чтобы обратиться к нему за необходимыми сведениями. Если же взять МВА как квинтэссенцию управленческой деятельности, то данная истина приобретает особую остроту. При этом нетрудно заметить, что заработная плата менеджера напрямую зависит от суммарной стоимости разрешенных вопросов.

Цена ошибки или удачного выбора топ-менеджера крупной компании может составлять миллионы, а иногда и миллиарды долларов. Безусловно, ради успешного решения подобных бизнес-задач руководители и собственники компаний не скупятся на зарплаты менеджерам, проявляющим в данном вопросе соответствующий профессионализм, поэтому при подборе персонала на руководящие посты работодатель обращает самое пристальное внимание на наличие данного делового качества у кандидатов.

Ассесмент

Крупные международные компании давно практикуют систему проверки кандидатов на ключевые должности, состоящую из трех основных этапов. Вначале соискатель проходит отбор на уровне службы по персоналу: собеседование и, возможно, психологическое или иное тестирование. Затем наступает черед профессиональной проверки непосредственно на рабочем месте. Для этого кандидат беседует со своим потенциальным начальником, что часто дополняют тестированием с использованием соответствующих опросников. Заканчивается все так называемым ассесментом (от английского assessment — оценка).


Для проверки кандидатов приглашают независимых экспертов соответствующего профиля со стороны. Их задачей является помещение соискателя в ситуацию разрешения какой-либо характерной для рассматриваемой вакансии деловой проблемы в оперативном режиме, а также помощь в квалифицированной оценке его действий. Эксперты по ассесменту, впоследствии принимающие решение о найме лучшего претендента, ставят соискателя перед проблемной ситуацией. После небольшого размышления непосредственно в аудитории кандидат должен представить четко обоснованный вариант своего решения бизнес-задачи. В зависимости от ситуации за один сеанс ассесмента соискателю задают несколько подобных задач, при этом контрольные проблемные ситуации максимально приближены к реалиям предстоящей работы и сформулированы так, чтобы четко выявить у кандидатов профессиональные навыки в решении бизнес-задач. Именно в составлении таких контрольных заданий для самых разнообразных рабочих мест во всевозможных видах бизнеса и проявляется профессионализм экспертов по ассесменту.

Особенности обучения МВА

Исходя из описанных выше реалий в бизнес-школах давно используют так называемую кейс-технологию (от английского case — случай). Чтобы объяснить ее суть, надо обратиться к абитуриентской жизни.

Практически все опытные студенты, которым довелось в своей жизни преодолевать высокие конкурсы при поступлении в престижные вузы, знают о существовании двух стратегий подготовки к письменным экзаменам по математике, физике, химии. Одна из них заключается в чтении учебников и решении небольшого количества задач, сопровождающих соответствующие разделы. Опыт многих поколений студентов показывает, что такая стратегия подготовки к экзаменам, как правило, дает отрицательные результаты.

Другая тактика основана на решении большого количества задач. Для этого абитуриенты достают экзаменационные билеты прошлых лет или сборники задач и практикуют решение заданий в высоком темпе. Наиболее популярной дневной нормой успешного абитуриента обычно считают сто выполненных задач. Подобный вариант подготовки чаще всего позволяет получать высокие оценки на экзаменах.

Сходная схема заложена и в методике подготовки к курсу МВА. Здесь испытанием является последующая профессиональная деятельность в качестве менеджера, а подготовкой к житейскому экзамену — обучение в бизнес-школе. Аналогом первой стратегии считают обучение в классических вузах. Традиционное высшее образование построено по принципу загрузки в головы студентов огромного количества теоретической информации, которая, по замыслу преподавателей, впоследствии поможет им решать профессиональные задачи. Однако нередко многие выпускники вузов на практике способны лишь вести умные разговоры вокруг да около проблемы вместо того, чтобы решать ее.

Иной подход представляет собой упомянутая кейс-технология. В этом случае студентов не пичкают изрядными дозами теоретических рассуждений, а разбирают на занятиях конкретные примеры разнообразных бизнес-задач, взятых из реальной жизни. Поставщиками кейсов являются как выпускники бизнес-школ, так и их преподаватели. Первые, став менеджерами после окончания альма-матер, обычно продолжают активное сотрудничество с бывшими преподавателями, сверяя с ними свои управленческие действия. Вторые, напротив, параллельно сочетают преподавательскую деятельность в бизнес-школе с работой в качестве управленческих консультантов на стороне, что позволяет собрать для учебных занятий богатый практический материал.

Наращивание самостоятельности

Наиболее эффективны занятия, на которых студенты не просто слушают рассказы учителей о тех или иных бизнес-задачах, а пытаются решить их самостоятельно. Для этого преподаватели ставят перед студентами учебную задачу на основе конкретного кейса из реальной жизни и предлагают им в сжатые сроки найти обоснованное решение. Далее все участники ситуации разбирают предложенные варианты, сравнивая их с реальным решением, когда-то осуществленным на практике. При этом вывод делают на основании каждого решения, имевшего место в действительности, а также на основе моделирования разнообразных вариантов развития проблемных ситуаций, ведь только оценка последствий позволяет выявить стоимость действий менеджера.

Подобная форма обучения МВА значительно эффективнее классических лекций в традиционных вузах, во время которых преподаватели описывают примеры из реальной жизни. Так как на лекциях студенты находятся в состоянии пассивного восприятия, у них в памяти откладываются только те варианты решения проблемы, которые были приняты реально, а также дополненные от себя рассказчиком. На занятиях в бизнес-школах каждый студент активен, пытаясь решить поставленную задачу самостоятельно или в составе учебной команды. Кроме того, итоговому анализу подвергают большое количество не только тех вариантов решения задачи, которые каждый студент сумел придумать в дополнение к реальному историческому кейсу, но и рекомендуемых преподавателем. Студенты также обогащают свою память за счет творчества своих однокашников.

Благодаря подобным занятиям хороший студент курса МВА после окончания школы приобретет огромное количество заготовок разрешения самых разнообразных бизнес-задач. Это позволит новоиспеченному выпускнику бизнес-школы подготовиться к прохождению процедуры ассесмента в компании и к принятию оперативных решений всевозможных профессиональных задач, что станет залогом стремительного карьерного роста.