Учись, мой сын: наука сокращает
Нам опыты быстротекущей жизни…
А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
С дипломом престижного вуза легче получить желаемую работу, чем без оного. Это так, и так было всегда с той поры, как появился институт высшей школы. И по сути своей такое положение дел более чем справедливо. Но все равно многие небезосновательно считают, что опыт работы в соответствующей области искупает недостатки образования. Так это или не так — спорить бесполезно, поскольку «каждому свое». Но бывают еще такие как Майкл Делл, которые осознанно бросают учебу ради работы. И потом никогда не жалеют об этом.
На сайте нашего журнала развернулась оживленная дискуссия на тему: «Так ли необходимо менеджерам высшее образование?» Застрельщиком обсуждения выступил посетитель Антон, который предложил всем участникам форума рассмотреть гипотетическую ситуацию, когда человек бросает вуз и устраивается на менеджерскую должность. Он делает карьеру в одной компании, потом переходит на другую работу уже на должность руководителя и все так же успешно справляется со своими обязанностями. После этого Антон задает вопрос: «Насколько ценен такой человек на рынке труда, если учесть, что почти все компании требуют наличия в/о на руководящие посты?» (здесь и далее стиль в цитатах сохранен). Вопрос закономерный и, безусловно, насущный для многих людей, которые начинали свою карьеру в начале и середине 90 х годов прошлого века. Тогда высшее образование многим казалось непозволительной роскошью, в то время как надо было срочно обеспечивать себя куском хлеба с маслом на завтрашний день. Но сейчас ситуация сильно изменилась, и соответственно изменились требования к сотрудникам, в том числе повысились и требования к уровню образования.
Даниил Александров отвечает Антону достаточно подробно. «Формальные требования, предъявляемые к резюме компаниями, как правило, являются лишь фильтром, который позволяет отделять поток заведомо бесполезных претендентов от потенциально нужных. Другое дело, что иногда вместе с водой из купели выплескивают и ребенка: через сито формального отбора может не пройти наилучший кандидат, который не доберет очков по уровню образования, различным дипломам и сертификатам. Если говорить просто и коротко, то я уверен, что способный менеджер всегда найдет себе место — не в одной компании, так в другой. Пусть тот, кто его упустил, кусает локти. Есть компании, где на входе высокий образовательный ценз, и вызвано это отнюдь не косностью HR-менеджеров, а объективными причинами. Например, нужна команда, монолитный коллектив, поэтому уровень и тип образования требуются схожие от всех менеджеров. А есть такие виды бизнеса, где на хороший диплом не смотрят как на главный критерий отбора». В конце дискуссии Игорь, который «имеет некоторый опыт общения» с менеджерами «Ford, JCB и многих российских компаний», приходит к выводу, что «образование оказывает очень малое значение на рынке труда. То есть в сегменте профессиональных руководителей. Единственное, что имеет значение, — это опыт, опыт и опыт. Кроме того, сейчас больше внимания уделяют личности человека в психологическом плане, нежели его образованию».
Это интересное и несколько идеалистическое замечание замыкает данную дискуссию, но ни в коем случае не дает ответа на первоначальный вопрос. Окончательный ответ, наверное, и вовсе невозможен, поскольку в каждом конкретном случае существует слишком много всевозможных нюансов. Но хотелось бы отметить, что, на наш взгляд, если у человека есть выраженные таланты руководителя или менеджера и он успешно работает или хочет работать в данной области, то нет преград, которые он не смог бы преодолеть. Высшее образование в этом случае стоит получить просто для того, чтобы увереннее себя чувствовать. Но сам по себе диплом вуза, увы, не сделает из вас талантливого менеджера, хотя, конечно, может помочь найти работу.
В истории полно примеров того, как люди безо всякого образования достигали невиданных успехов, получали Нобелевские премии и зарабатывали состояния, но в каждом случае от них требовалось немало настойчивости и целеустремленности, так что вряд ли можно рекомендовать подобный метод действий как универсальный. Но один из примеров все же так и просится на бумагу.
Один из ярких представителей этого «бездипломного» племени — Майкл Делл, который, бросив учебу в 19 лет, сегодня является самым богатым человеком в мире из тех, кому еще нет сорока. Он уже почти богаче Билла Гейтса, а его брэнд почти так же известен, как и всемогущие IBM и Apple. Хотя он ничего особого не изобретал и не производил, а просто очень хорошо умеет торговать и руководить.
О детстве компьютерного магната, как всегда в таких случаях, ходят мифы и легенды — он-де еще в пеленках демонстрировал деловую хватку и неординарное мышление. Может, это и так, а может, и нет, но мальчик рос явно незаурядный. Еще учась в школе, он подрабатывал, распространяя местную газету, и придумал довольно остроумную систему «прямого маркетинга» — он рассылал всем молодоженам округи персональные письма, в которых предлагал им в качестве свадебного подарка бесплатную подписку на две недели. Таким образом он заработал свои первые 18 тысяч, на которые купил BMW и компьютер.
Отец отправил Делла на биофак университета в Остине, с тем чтобы отпрыск в будущем пошел по его стопам и стал ортодонтом. Но Делл, поселившись в общежитии, занялся совсем не учебой, а бизнесом — продажей комплектующих для компьютеров. В то время персональные компьютеры были в новинку и на них был бешеный спрос. Делл договорился с официальными дилерами IBM и скупал у них со складов излишки, а потом у себя в комнате собирал компьютеры такой конфигурации, какая ему была нужна. Он поместил в газетах объявления, в которых предлагал покупателям «оптимизированные под пользователя» компьютеры на 15% процентов дешевле, чем IBM. Именно в этой системе сборки компьютеров под пользователя и была революционность идеи. У Делла очень скоро появилось море заказчиков.
Если учеба мешает бизнесу — к черту такую учебу. Так решил Майкл Делл и немедленно сообщил родителям о том, что он бросает университет и открывает собственное дело. Когда отец, мечтавший, что его отпрыск пойдет по его стопам и станет ортодонтом, начал спорить, сын ответил ему, что если успех ему не улыбнется в ближайшие полгода, то он обязательно вернется в стены университета. Но Делл так никогда туда и не вернулся.
Последующая карьера Майкла Делла после основания Dell Computer Согрoration вполне может быть описана столбиком цифр, которые показывают ежемесячный доход его фирмы. В первый месяц это были $180 тыс., на следующий — уже $265 тыс., а через год — уже миллионы. Небольшая «отверточная» фирма постепенно разрастается в полноценное производство, организованное по совершенно новому принципу. Согласно любимой поговорке самого Делла — «Не так важно, что ты продаешь, сколько то, как ты это делаешь»-весь процесс, от заказа до доставки компьютера, подчинялся воле клиента.
Сейчас подобным образом работают многие или даже почти все фирмы, но двадцать лет назад это было в новинку. В схеме Делла отсутствовал склад как таковой. Просто клиент звонил и договаривался с оператором — компьютер какой конфигурации ему требуется, потом нужные детали покупались у производителя, машина собиралась и доставлялась на дом клиенту. Такая схема позволяла Деллу продавать свой товар по ценам ниже, чем у производителей. Потом Делл давал гарантию возврата денег и предлагал услугу дотоле невиданную — бесплатную консультацию по телефону с профессионалом. Делл утверждает, что за шесть минут разговора по телефону его сотрудники могут решить 90% технических проблем, которые возникают при эксплуатации компьютера. Пользователь чаще всего просто нажимает «не туда и не то».
Довольно быстро Делл решил наладить собственное производство. Поскольку из-за тесного общения с клиентами он прекрасно ориентировался в последних веяниях компьютерной моды, то дела пошли неплохо. Он организовал производство по той же схеме, что и свою «отверточную» фирму. После того как клиент выбирал нужную ему конфигурацию, на заводе Dell Согрoration немедленно производили нужные детали и собирали их воедино. Майкл Делл не производит сейчас только мониторы, но их, по соглашению с другими компаниями, доставляют к порогу заказчика одновременно с системным блоком.
В начале 90-х годов Dell Согрoration испытала серьезный кризис — цена акций стремительно падала, продажи уменьшались. Тогда Делл свернул продажи через магазины и вспомнил о пользе высшего образования. Его сотрудники были в основном такими же энтузиастами и самоучками, как и он сам. Но Делл не пошел учиться и не уволил сотрудников. Он просто сманил у конкурентов (IBM, Apple) несколько ведущих менеджеров с гарвардскими дипломами, которые успешно вывели корпорацию из кризиса. На сегодняшний день годовой доход корпорации — около $20 млрд и к тому же постоянно растет. Сейчас все вспоминают Деллу его фразу, брошенную в юности, когда на вопрос отца, чем же он собирается заниматься, юный студент ответил: «Конкурировать с IBM». Тогда это звучало по меньшей мере смешно, сейчас же его мечта практически воплотилась. И IBM, и другие старательно копируют маркетинговую стратегию нашего героя, а сама Dell Согрoration занимает третью строчку в списке производителей компьютерной техники.
Конечно, сейчас большинство заказчиков — это организации, но «простые американцы» все так же близки Деллу. Он их любит, продает им компьютеры и обращается к ним с пламенными речами, в которых объясняет им, как надо жить и что надо делать. Но менторский тон прощают человеку, который достиг своего положения, следуя лучшим канонам мифа об «американской мечте». Не думаю, что он когда-нибудь пожалел о своем решении бросить университет ради бизнеса. Да и вряд ли он когда-нибудь будет, устраиваясь на работу, отмечать в своем резюме, что не закончил университет. Работа у него уже есть.