MBA в регионах

07.02.2006 / MBA в России
Галина Козорезова TCF

Традиционно считается, что за дипломом MBA региональному жителю необходимо ехать в Москву с ее сформированным рынком программ — или, на худой конец, в Санкт-Петербург. А почему, например, не в Саратов или Нижний Новгород? По данным компании Begin Group, проводившей в декабре 2005 — январе 2006 года исследование по теме «Тенденции спроса на рынке бизнес-образования в регионах России», именно эти города (а также Екатеринбург, Магнитогорск и Пермь) входят в пятерку наиболее активно развивающихся центров MBA-образования.

В исследовании приняли участие 18 региональных и 15 московских бизнес-школ, являющихся членами РАБО (Российская Ассоциация бизнес-образования). Разумеется, в состав выборки попали только те столичные учебные заведения, которые могут предложить своим слушателям модульные программы.


Сколько стоит?

Первым делом потенциальных слушателей интересует, какую сумму им придется достать из своей копилки или кармана работодателя. «Такого понятия, как средняя стоимость бизнес-обучения в регионах России, не существует, — отмечает Ольга Гозман, генеральный директор Begin Group. — Цены от региона к региону существенно колеблются».

Если в Тольятти, где бизнес-школа открылась в 2005 году, диплом Мастера делового администрирования можно получить за 1950 долларов, то в Саратове за 4050 долларов. Слушателям томских и казанских программ образование обойдется в сумму, превышающую 6000 долларов. В Екатеринбурге, Самаре и Перми стоимость MBA приближается к десятитысячной отметке. (В Москве 74% программ стоит более 10000 долларов.) Но пальму первенства в ценовой градации получает Сургут. 13450 долларов — таковы нынче расценки на бизнес-образование в этом сырьевом городе.

Обозначим взаимосвязь: наиболее дорогие программы именно в тех городах России, где об образовании MBA знают давно и не понаслышке. Например, бизнес-школы из Екатеринбурга и Самары (с ценовой политикой выше средней) в этом году отпразднуют свое десятилетие. Отметим и исключение из правила: пусть бизнес-образованию в Сургуте всего год, но оно из региональных самое дорогое.

Специализация

Говорить о различиях между столичным и региональным рынками даже не приходится. Спрос на MBA в Москве несопоставимо выше, отсюда и количество предложений, которому прочие города могут пока только завидовать. «Региональный рынок менее дифференцирован, — констатирует О. Гозман. — На данный момент на нем очень мало программ в области маркетинга и курсов с отраслевой специализацией». Но как в столице, так и за ее пределами наибольшей популярностью пользуется программа «Стратегический менеджмент». Кроме того, большинство школ бизнеса в регионах предлагают абитуриентам профпереподготовку: чаще всего по специальностям «Общий и стратегический менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление персоналом», «Маркетинг», «Бухгалтерский учет».

Не за горами открытие региональных филиалов московских учебных заведений. Тогда, сделаем предположение, число желающих получить диплом MBA в своем городе, а не в столице заметно увеличится. А пока количество слушателей из других российских городов (а также из Украины, Беларуси и Казахстана) составляет четвертую часть от всех студентов модульных программ в Москве. Стремление получить именно столичный диплом объясняется несколькими причинами. Во-первых, не всегда местная бизнес-школа отвечает тем стандартам качества, которые слушатель себе представляет. Во-вторых, многие менеджеры часто приезжают в Москву по рабочим делам. И тогда совместить командировку и учебный процесс не так-то сложно. (Особой популярностью в этих случаях пользуются программы Executive MBA.) Примечательно, что в Москве преобладает доля индивидуальных слушателей. Напротив, в регионах более 50% обучающихся — это корпоративные клиенты. К слову, региональные школы в большей степени ориентируют свои программы именно на корпоративных заказчиков. «Если столичные школы, планирующие выход на региональный рынок, будут адаптировать свои программы к требованиям клиентов, то они получают конкурентное преимущество», — считает Ольга Гозман.

Наименьшее влияние на формирование имиджа оказывают, по мнению респондентов, такие характеристики, как креативность компаний, открытый диалог с органами власти и развитая инновационная система страны. Говоря о перспективах, специалисты Ассоциации Менеджеров утверждают, что для улучшения имиджа российского бизнеса за рубежом в стране имеются необходимые интеллектуальные, информационные и финансовые ресурсы. Присутствует и политическая воля на государственном уровне. В последние годы стали предприниматься конкретные шаги в этом направлении, что позволяет ожидать некоторого улучшения ситуации. В то же время задача построения позитивного имиджа за рубежом носит долгосрочный характер и требует постоянной работы над его поддержанием. Позитивный имидж формируется не только и не столько различного рода PR-технологиями, он должен иметь также фундаментальные предпосылки и строиться на основе реально происходящих в стране процессов.

«Российский бизнес улучшает свой имидж, — сказал Игорь Юргенс, первый вице-президент и руководитель направления по работе с госорганами инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал», в эфире передачи «Рикошет» («Эхо Москвы»). — Он, во-первых, взрослеет, во-вторых, выходит в более прозрачные и понятные для иностранцев формы — достаточно сказать, что в 2003 году только 10 российских компаний открылись полностью для того, чтобы выйти на биржи, российские или зарубежные. В прошлом году — уже 40 довольно крупных компаний. Тем самым западные акционеры, в том числе простые западные люди, покупающие акции российских компаний, уже становятся проводниками позитивной информации о российском бизнесе. Приходит период зрелости, имидж, создаваемый усилиями самих российских компаний, улучшается. Российскому бизнесу нельзя расслабляться. Нужно планомерно, постоянно заниматься выстраиванием своих репутационных программ на Западе, продвигая даже свой собственный бизнес — это могут быть отдельные компании отдельно взятого бизнеса, если мы говорим о том, что нет скоординированной позиции государства. Рассчитывать на нее, наверное, и не приходится в ближайшее время. Соответственно, бизнес должен заниматься этим сам. Уже сегодня можно говорить о присутствии России на Западе в таких сферах, как энергетика, металлургия, коммуникации, пищевая промышленность. У нас появились компании — безусловные лидеры в мировой перспективе, входящие в топ-10 мировых игроков в своем секторе. И они должны планомерно заниматься поддержанием своей репутации за рубежом».

С развитием рыночных отношений российский бизнес вышел на тот уровень развития, когда имидж отечественных предпринимателей превратился в категорию экономическую. Имидж бизнеса, бизнесменов на родине и за рубежом становится важнейшим фактором, определяющим отношение к стране ее внешних партнеров. Без достойного имиджа сегодня невозможно рассчитывать на серьезный успех, цена имиджа выражается и в размере западных кредитов, необходимых для финансирования долгосрочных инвестиционных проектов в России.