Сегодня обучение сотрудников за счет фирмы стало обычной практикой. Некоторые компании ею гордятся, некоторые считают пустой тратой сил, времени и денег. Одни создают собственные корпоративные университеты, другие предпочитают обращаться к услугам посредников — бизнес-школ и тренинговых компаний. Что же те могут предложить?
Говоря о бизнес-образовании, мы, как правило, имеем в виду обычные или «открытые» программы (то есть программы, на которых одновременно обучаются представители разных фирм). И не важно, идет ли речь о долгосрочных или краткосрочных проектах. Такие программы имеют строгий набор дисциплин, утвержденный Министерством образования, и, как правило, рассматривают общие вопросы. На них собираются люди из разных компаний и отраслей, но все они занимаются одним и тем же конкретным делом, например, бухучетом.
Однако у каждой компании есть свои наболевшие вопросы и проблемы, присущие только ей. И здесь на помощь приходит корпоративное обучение. До недавнего времени это понятие ассоциировалось исключительно с тренингами и семинарами. Сегодня предложение расширилось: ведь, с одной стороны, компаниям нужны серьезнейшие профессионалы, а для их подготовки необходимо длительное обучение (например, профпереподготовка и МВА). С другой стороны, достаточно высоким должен быть и уровень сотрудников среднего и низшего звеньев. И здесь без семинаров не обойтись.
MBA за компанию
Долгосрочные корпоративные программы имеют ряд существенных отличий. Первое из них следует из самого названия — это внутрифирменное обучение, учитывающее идеологию и стратегию развития конкретной компании. Группа формируется руководителем или службой развития персонала.
Второе отличие заключается в том, что корпоративное обучение предусматривает решение реально существующих проблем компании. Поэтому такие программы всегда делаются под конкретную задачу действующего бизнеса. Например, в Высшей школе международного бизнеса АНХ при правительстве РФ (ВШМБ) были разработаны программы для компаний Samsung и «ЛУКОЙЛ». Первой нужно было изучить специфику российского бизнеса. Второй наоборот — зарубежный опыт.
В программах факультета инновационно-технологического бизнеса АНХ при правительстве РФ (ФИТБ), разработанных для «Уралсвязьинформа» и Международного научно-технического центра, основной акцент делается на формирование корпоративной культуры и командного духа, а также на обмен опытом внутри компании, между сотрудниками различных филиалов и подразделений.
«Мы разрабатываем и реализуем корпоративные программы, исходя из стратегических задач организации, — говорит Елена Кручинина, начальник учебно-методического отдела ФИТБ. — При их создании учитывается необходимая динамика развития персонала компании, возможные темпы развития, имеющиеся ресурсы. Такие программы всегда создаются с учетом отраслевой специфики и множественных интересов: бизнеса в целом, отдельных подразделений организации и самих сотрудников».
Корпоративное обучение отличается практической направленностью, что определяет его содержание, организацию, форму реализации. Здесь редко используются стандартные программы, прошедшие государственную аккредитацию и предполагающие выдачу государственных дипломов или сертификатов — как правило, их оказывается недостаточно.
Как же создаются корпоративные программы? Все начинается с выбора направления (тематики). Обычно это заказ компании, основанный на реальных потребностях бизнеса. Конечно, каждую компанию интересует что-то свое. Но это не значит, что всякий раз приходится разрабатывать программу с нуля. Понятно, что любая корпоративная программа эксклюзивна, и в этом смысле действительно каждый раз работа начинается с чистого листа. Но качественная база не помешает. «Хорошая бизнес-школа тем и отличается, что чутко «прислушивается» к потребностям рынка, к тенденциям развития менеджмента и даже к изменениям в политической ситуации и, конечно, законодательстве. Это заставляет разрабатывать наиболее актуальные «продукты»-программы, может быть, даже обгоняя потребности предпринимательской среды. По-моему, наиболее успешным вариантом является наличие у обучающей организации пакета базовых курсов корпоративного обучения, содержание которых адаптируется к условиям отрасли, региона, компании, образовательному уровню обучаемых сотрудников», — считает Светлана Коробейникова, заведующая отделением корпоративных программ обучения Высшей школы корпоративного управления АНХ при правительстве РФ.
Способность адаптировать программу, умение избегать расхождения между ожиданиями клиента и результатами обучения — одна из важнейших задач. Однако не все отечественные бизнес-школы могут похвастаться большими достижениями в этой области.
Хорошо, если в компании есть сотрудники, способные оценить задачу в комплексе. Но в большинстве случаев на такой анализ просто не хватает времени. И здесь бизнес-школа может успешно выступать в качестве аутсорсинговой компании, анализируя, планируя и организуя необходимые программы.
А судьи кто?
Корпоративное обучение осуществляется в двух формах: долгосрочная комплексная программа (МВА), охватывающая все важнейшие сферы управления компанией, и краткосрочные специализированные программы (курсы повышения квалификации, тренинги, семинары).
МВА предполагает работу в группе, участие в деловых играх, тренингах. Этого легко добиться на открытых программах. На корпоративных командный стиль достигается путем обучения менеджеров и специалистов, работающих в разных филиалах компании. При этом традиционные, базовые дисциплины МВА адаптируются к специфике отрасли, ее реальным потребностям и ресурсам. Темы кейсов и игр, как правило, выбираются при участии руководства компании, что позволяет сфокусировать внимание на основных проблемах и уже выработать конкретные решения.
По мнению самих слушателей, такой подход помогает образовать команду, улучшает взаимодействие между подразделениями, создает в организации «единое поле» — понятийное, информационное, ценностное. Ведь на разном уровне проблемы видятся по-разному. В результате сведе’ния всех точек зрения формируется объективное мнение о той или иной проблеме, происходит реальный обмен опытом. Последнее особенно важно. Вертикаль власти в компании и невозможность постоянно общаться вынуждает руководителей филиалов самостоятельно искать выход из той или иной ситуации. Между тем, встретившись на корпоративной программе, руководители могут выяснить, что в одном регионе уже нашли эффективное решение проблемы, которая в другом только формулируется.
Другим достоинством корпоративных программ является их консультационный характер и разработка курсовых и дипломных работ по реальным проблемам компании на основе практической работы слушателей. Темы дипломных работ формируются руководством компании с учетом производственных потребностей и проблем организации.
Корпоративные программы МВА появились сравнительно недавно. Как правило, их заказывают представители крупного бизнеса. Компании средних размеров также интересуются комплексными программами для управленческого персонала, но выбирают обычно более короткие (шесть-девять месяцев, аналог традиционных программ повышения квалификации).
Маленький, да удаленький
Долгосрочные программы решают проблемы компании в комплексе и ориентированы на успех в длительной перспективе. Понятно, что даже на корпоративной программе не могут учиться все сотрудники фирмы — каждый отдел интересуют свои вопросы. Для преодоления локальных проблем более эффективны короткие семинары и тренинги. «Еще пять-семь лет назад корпоративные семинары носили ознакомительный характер (общий менеджмент, общий маркетинг и т.д.), — рассказывает Наталья Карпова, заведующая кафедрой внешнеэкономической деятельности ВШМБ. — Сегодня семинары проводятся по узкоспециализированным вопросам, причем компании хотят видеть в качестве тренера не теоретика, а специалиста-практика. Иногда определенных людей. Теперь компании стремятся получить не просто информацию, а конкретные знания, опыт и навыки». Сейчас наиболее востребованы семинары и тренинги по продажам, деловым коммуникациям, тайм-менеджменту, управлению рисками,управлению интеллектуальными активами, знаниями и стоимостью компании.
Существует и такая форма корпоративных программ, как коучинг — нечто среднее между индивидуальным обучением и консультированием. Однако, несмотря на то, что эти программы появились на отечественном рынке еще в 90-х, широкого распространения они так и не получили. Стоит отметить, что среди коучей много бизнес-консультантов. Это неудивительно: ведь коучинг предполагает не только наставничество как форму обучения, но и советы, основанные на взгляде со стороны.