Кто научит бизнес?

Светлана Коробеникова Источник: Росбалт

В ближайшие два-три года в России должны появиться две бизнес-школы «мирового уровня». В Минэкономразвития и Минобразования считают, что они смогут составить конкуренцию Гарварду и Стэнфорду. Инициативу создания бизнес-школ в российских столицах — по одной на каждую — вместе с Германом Грефом озвучили ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и президент совета директоров группы компаний «Тройка Диалог» Рубен Варданян.

По словам главы Минэкономразвития, московская школа, которая будет организована «с нуля», обойдется в $200-250 млн ( из них государству будет принадлежать 49%, а частным инвесторам — 51%). По заявлению главы «Тройки Диалог», пул российских компаний, желающих участвовать в проекте, активно формируется. Иностранных партнеров для реализации этого образовательного проекта Герман Греф должен был подыскать на состоявшемся недавно Давосском форуме. Как заверили в компании «Тройка Диалог», в Подмосковье практически приступили к строительству кампусов на выделенном земельном участке.

Питерская бизнес-школа обойдется дешевле, поскольку будет создана на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского Государственного Университета. По некоторым данным, в этом проекте будут участвовать около 30 российских и 10 зарубежных компаний. По мнению декана факультета менеджмента СПбГУ Валерия Катькало, на реализацию этой идеи потребует примерно $100-150 млн (в такую же сумму недавно обошлась организация Европейской школы менеджмента и технологий в Берлине). Если в Москве уже начали строить, то в Петербурге вплотную занялись разработкой обучающих кейсов. Как подчеркнула ректор СПбГУ Людмила Вербицкая, реализация этого проекта позволит осуществить в бизнес-школе принцип непрерывности образования — бакалавриат, магистратуру, МВА, МВА Executive, всего в ней смогут учиться около 2 тысяч человек. Правительство утвердило полный график создания школы, в январе уже было выделено 500 млн рублей бюджетных денег, СПбГУ проводит переговоры с новыми преподавателями. Вероятнее всего, кампуса высшей школы менеджмента будут располагаться во двороцово-парковом комплексе вблизи Константиновского дворца, и на первом этапе здесь потребуется масштабная реконструкция.

Идейные вдохновители аргументируют создание русского Гарварда объективной нехваткой профессиональных менеджеров в России, а также тем, что российское бизнес-образование оставляет желать лучшего. По словам Рубена Варданяна, ни одна из российских бизнес-школ пока не получила мирового признания, и, в отличие от бизнес-школ Индии и Китая, не входит в список признанных миром экономических образовательных институтов. Однако, по признанию президента Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректора ВШМБ Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Леонида Евенко, сейчас, с подачи государства, качество бизнес-образования контролирует специально созданный совет при Минобрнауки. «Ядро экспертов формируют члены Совета РАБО, а организует процесс Академия народного хозяйства при правительстве РФ. Фактически этим занимаются профессионалы, как и во всех цивилизованных странах», — подчеркивает Евенко. Многие школы активно привлекают иностранных преподавателей, а в филиалах европейских бизнес-школ зарубежные специалисты составляют преподавательский костяк. Так, в рамках курса МВА российского отделения Стокгольмской школы экономики иностранные преподаватели составляют 80% всего состава. «Ведущие российские школы уже давно признаны мировым бизнес-сообществом, — говорит вице-президент РАБО, доктор экономических наук, ректор Санкт-Петербургского Международного института менеджмента (ИМИСП) Сергей Мордовин. — Например, ИМИСП, как и ряд других отечественных школ, давно принят в Американскую Ассоциацию бизнес-школ, занимает активную позицию в европейской ассоциации EFMD и ключевые позиции в международной ассоциации развития менеджмента CEEMAN». Уже работает, правда пока единственная в России, программа MBA в формате Full-Time Program — востребованный на Западе формат обучения с полным погружением в образовательный процесс смогла «себе позволить» Высшая школа международного бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ. Все-таки сегодняшняя российская экономика непредсказуема, год идет за два, и большинство бизнес-менеджеров не могут позволить себе «бросить» компанию на 1,5-2 года ради степени МВА.

Многие представители бизнеса и специалисты сферы бизнес-образования, напротив, выражают скепсис по поводу заявленного «мирового уровня» создаваемых частно-государственых бизнес-школ. Не имея правовой системы и бизнеса мирового уровня, говорить о бизнес-школе, которая сможет в ближайшей перспективе конкурировать с Гарвардом, по крайней мере, странно. Бизнес-образование всегда отражает состояние развития общества и бизнеса, подчеркивают специалисты. «Государство должно финансировать здравоохранение, оборону, фундаментальную науку. Если бы речь шла об американской модели, где школа бизнеса является частью университета и решает проблемы подготовки в рамках первого высшего образования, я только приветствую такую инициативу. Но здесь речь идет о создании за счет солидных государственных средств основы для успешного функционирования коммерческих структур. Это, по крайней мере, странно», — озвучил всеобщее недоумение вице-президент РАБО, ректор ИМИСП Сергей Мордовин. По мнению руководства МИРБИС, если государство хочет создавать бизнес-школы мирового уровня и вкладывает в это бюджетные деньги, то целесообразнее было бы выбирать партнеров среди уже успешно существующих на этом рынке компаний.

Да и есть ли смысл копировать западный образец? Ведь те, кто стремится на Запад, все равно поедут учиться в Европу. Студенты в российских школах хотят знать, как работать более эффективно именно в российских условиях. При разработке программ обучения учитывается действительность, в которой приходится работать российским управленцам: бюрократия, система так называемых «откатов». «Мы не можем закрывать на это глаза, у нас преподают люди, которые имеют реальный опыт ведения бизнеса и управления», — говорят специалисты ИМИСПа. Например, проректор института, заведующий кафедрой маркетинга и стратегии имеет управленческий опыт работы в двух крупных российских и одной западной компаниях. До сих пор можно слышать мнение, что выпускники МВА не вписываются в российскую действительность, они оказываются неадекватны по возвращению в свои компании, не знают, как применить полученные знания. По мнению проректора Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, члена совета Российской Ассоциации бизнес-образования Валентина Галенко, шанс не вписаться в российскую действительность есть именно у выпускников западных бизнес-школ, где обучение не адаптировано к отечественной экономике. А спрос на выпускников, получивших степень МВА, на российском рынке растет, им предоставляют лучшие условия. Так, по данным рекрутингового агентства Kelly Services CIS, в сегодняшнем портфеле заказов агентства 5-10% вакансий предусматривают степень МВА в качестве обязательного требования к соискателю. По статистике, российского отделения Стокгольмской школы экономики 50% их слушателей меняли место работы еще во время обучения, а 20% переходили на новый профессиональный уровень сразу после окончания курса.

По данным Экспертного совета по программам MBA при Министерстве образования, сегодня в России действует 57 бизнес-школ, имеющих лицензию МВА (еще 2 года назад из было в полтора раза меньше). Существующие полсотни школ готовят около 5 тысяч выпускников ежегодно. Однако, согласно последним исследованиям, объективная потребность российского рынка в специалистах, имеющих степень MBA, оценивается в 10 тысяч человек. Емкость петербургского рынка, по данным Санкт-Петербургского международного института менеджмента, составляет 500 человек в год. «Программа МВА превращается из элитарной в продукт массового спроса», — уверена директора программ МВА ИМИСП Елена Бондаревская. Но, безусловно, пока не такого массового, как, например, в Китае, где степень МВА ежегодно получают более 15 тысяч менеджеров, или США, где через программы МВА проходят 100 тысяч управленцев.

Эксперты прогнозируют, что и отечественный рынок в ближайшем будущем ждет бум. По словам члена совета Российской ассоциации бизнес-образования Валентина Галенко, уже сегодня от желающих получить бизнес-образование нет отбоя, в школах с репутацией обязательно существует конкурс в несколько человек на место. И это при том, что стоимость обучения растет (в Петербурге за два последних года рост составил 40-50%). В школах подчеркивают, что если несколько лет назад получение степени МВА почти полностью оплачивалось из кармана обучающегося, то сегодня в 50% случаев за диплом своего сотрудника готовы заплатить компании. В последнее время все чаще среди них появляются региональные компании — сегодня там уже могут отличить некачественный товар и заплатить за профессиональные образовательные услуги. Ведущие бизнес-школы стали предлагать модульные программы, разработанные специально для регионов.

Появление новых частно-государственных школ вряд ли как-то в ближайшее время изменит ситуацию. По оценкам экспертов, на становление новой образовательной системы, даже при условии стабильного бюджетного финансирования, понадобится порядка 10 лет. Существующие школы, по признанию их руководителей, не боятся конкуренции: репутация в бизнес-образовании — характеристика, которую невозможно купить. Однако, по их мнению, государственное участие позволит навести порядок на рынке бизнес-образования, и школы, предлагающие услуги сомнительного качества, быстрее уйдут с этого рынка.