Пользу повышения квалификации работников сегодня никто не ставит под сомнение. Особенно важно поддерживать профессиональный «тонус» сотрудников финансовой службы. Постоянные изменения в законодательстве, новшества, введенные задним числом, новые отчетные формы — разобраться в этом потоке информации без помощника бывает сложно. Но кому доверить образование финансовых специалистов? По каким критериям выбрать тренинговую компанию и как проверить результат обучения? Об этом корреспондент «УНП» побеседовала с руководителями организаций и бизнес-консультантами.
Аттестат не панацея
Для начала напомним, что законодательство требует регулярного повышения квалификации лишь от аудиторов. Закон об аудиторской деятельности прямо велит обладателям квалификационного аттестата ежегодно совершенствовать знания (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ). А вот об обязательном повышении квалификации бухгалтеров и финансовых менеджеров законодательство молчит.
В некоторой степени исключением можно считать обладателей аттестата профессионального бухгалтера. Внутренние документы Института профессиональных бухгалтеров России, который проводит такую аттестацию, закрепляют положение о ежегодном повышении квалификации выпускников (решение Президентского совета ИПБ России от 24.03.04 № 03/-04).
«Это очень удобно для руководителя, перед которым стоит проблема выбора обучающих курсов для сотрудников бухгалтерии, — комментирует Ольга Самохина, финансовый директор московской консалтинговой группы «Что делать Консалт». — Как правило, на курсах для профбухгалтеров обсуждаются актуальные новшества законодательства. Кроме того, я знаю, кто читает лекции, и сомнений в квалификации преподавателей не возникает».
Но обязать бухгалтера получить аттестат работодатель не может. Кроме того, для финансовых менеджеров такой документ вообще не предусмотрен. И это снова возвращает нас к проблеме выбора обучающей компании.
Пришел, увидел, научил
Прежде чем начать отбор предложений, необходимо определиться с потребностями сотрудников в обучении, советует психолог-консультант столичной компании «Ассоциация Бизнес Мастерства» Наталья Федюкина. Для этого необходимо четко сформулировать требования к той работе, которую выполняет сотрудник, и установить, соответствует ли его уровень квалификации выполняемой работе. Помочь в этом может аттестация.
Именно такого принципа придерживаются, например, в ОАО «Камаз». «Чаще всего мы организуем обучающие курсы по заявкам от руководителей подразделений. Они проводят анализ ситуации: кому неплохо было бы подтянуть знания и какой курс помог бы в этом, — рассказывает Елена Горелик, начальник бюро подготовки и развития персонала. — А бывают и другие ситуации, когда нужно внедрить что-то новое в компании. Например, мы организовывали централизованные курсы по МСФО для работников головного офиса и филиалов».
Когда цели обучения определены, пора приступать к анализу предложений. Главный критерий в этом вопросе — соотношение цены и качества, уверен Сергей Дегтярев, генеральный директор московской компании «АЛРУД — бухгалтерские услуги»: «Хотя из этого правила есть исключения. Например, в бухгалтерской сфере есть ряд дорогостоящих консультантов. Зато лучше них темой не владеет никто. Разумеется, компания, заинтересованная в высокопрофессиональных сотрудниках, не пожалеет денег на таких лекторов».
Квалификации преподавателей советует уделить внимание и консультант Наталья Федюкина: «Выбирая обучающие курсы, необходимо иметь представление о профессиональном мастерстве преподавателя, его знаниях, навыках работы с группой, опыте ведения аналогичных мероприятий».
А как проверить уровень знаний преподавателя? Психолог тренинговой компании «Мобиле» из Санкт-Петербурга Андрей Серов советует руководителю поинтересоваться у будущего консультанта, какие проекты из предложенных им в ходе обучения уже реализованы клиентами на практике. Также неплохо заранее составить список вопросов, с которыми сталкиваются сотрудники компании, и предложить потенциальному тренеру найти выход.
Еще один способ оценки будущего тренера предложил Евгений Алешинцев, генеральный директор торгово-производственной компании «Главстрой» из Санкт-Петербурга: «Общаясь с потенциальными консультантами, я обращаю внимание, насколько доступно люди могут донести даже специализированную информацию — это говорит об их профессионализме».
Наконец, завершающий этап отбора тренинговой компании — оценка условий обучения. «Нужно выяснить, на каких условиях будет работать компания: проведет ли предварительную диагностику знаний и умений персонала, предложит ли посттренинговое сопровождение с целью оценки полученных знаний и навыков», — подытоживает Наталья Федюкина.
Научился сам — помоги коллеге
На проверке знаний остановимся подробнее. Как показал наш опрос, для многих руководителей это самый щекотливый момент. «Проконтролировать качество обучения практически невозможно. Хотя по отдельным моментам сделать определенные выводы все же можно: скажем, не вовремя сданные балансовые отчеты или недовольство контрагентов по поводу деловой документации говорит о многом», — считает Алексей Новик, руководитель инвестиционно-строительной группы «Балтекс» из Санкт-Петербурга.
О том, как проверить знания, не дожидаясь негативных последствий, нам рассказала Ольга Самохина: «В нашей компании практикуются отчеты о посещенных семинарах. Сотрудник рассказывает коллегам о том, чему он научился на курсах. Польза от этого очевидна. Во-первых, это дисциплинирует самого работника, помогает структурировать полученные знания. Во-вторых, коллеги получают свежую информацию по предмету работы. В-третьих, руководитель может оценить уровень полученных знаний», — отмечает Ольга Фирсовна.