Team-building — использование в российских компаниях

Олеся Герасименко Trainings

TRAININGS: какое место тимбилдинг занимает в стратегических планах T&D-менеджера?

Юлия Боброва, Training Manager компании «Данон»:

«В бизнесе, как и в спорте, выигрывает звездная команда, а не команда звезд. Для «Данон Россия» важно, чтобы наша команда одновременно была и командой звезд, и командой-звездой. Соответсвенно, у нас существует 2 параллельные и взаимосвязанные программы: индивидуального развития сотрудников и развития команды. На тимбилдиг формируются отдельный годовой бюджет, который реализуется на 2-х уровнях: развитие команд подразделений и развитие управленческой команды компании в целом».

Алина Курбатова, директор по персоналу компании «Технический центр Кунцево»:

«Тренинги по командообразованию мы не проводим. В компании считается, что укрепление команды, создание духа взаимоподдержки и работы для общей цели — задача линейного руководителя. Чтобы помочь им в этом, компания организует корпоративные походы в боулинг, игры в пейнтбол. Но акцент на то, что «вы идете играть в боулинг, чтобы наша команда стала крепче», мы не делаем. Надо сказать, что наши линейные руководители с успехом справляются с задачей поддержания и развития команды в своем отделе. За год по собственному желанию из 400 человек ушло всего двое – согласитесь, этот факт говорит о многом. И о крепости команды в том числе».

Наталья Кретова, начальник отдела по работе с персоналом компании «Сибинтек»:

«План «Сибинтека» по обучению и развитию персонала включает в себя проведение корпоративных мероприятий 4 раза в год (раз в квартал) для всех сотрудников и 1 раз в год для топ-менеджеров. Эти мероприятия всегда сопряжены с командообразованием, даже если это Новый год».

TRAININGS: зачем проводятся мероприятия по тимбилдингу? Что от тимбилдинга хочет получить руководство и что — сотрудники компании?

Наталья Кретова, начальник отдела по работе с персоналом компании «Сибинтек»:

«Разумеется, у нас есть долгосрочные и краткосрочные задачи, которые мы обязательно учитываем при постановке задач на командообразование. Зачем мы вкладываем в это деньги? Затем, чтобы у нас была минимальная текучесть персонала, чтобы укрепились внутренние коммуникации в компании, чтобы повысился уровень лояльности сотрудников. Предвижу скептические вопросы вроде «Как можно измерить, укрепились ли внутренние коммуникации?» Можно. Поймите только, что конкретно для вас будет свидетельством укрпеления. Для нас это — анализ анкет, которые заполняют сотрудники после прохождения очередного тренинга-мероприятия. В анкете есть вопросы типа «С кем вы познакомились на мероприятии? Что нового узнали о коллегах?» и т.д. Для нашей компании положительная динамика очевидна — после первого тренинга по тимбилдингу анкеты заполнили 40% участников, а после последнего — уже 80%. Это очень хороший результат. Сотрудники с удовольствием делятся своими открытиями».

Галина Богданова, Resources Development Manager компании «Данон»:

«В большинстве известных мне случаев участники воспринимают подобные тренинги, как возможность провести рабочий день на природе, в приятной компании и в неофициальной обстановке, отдохнуть от ежедневных рабочих проблем. В редких случаях, при высоком уровне личностного развития и саморефлексии, ожидания у сотрудника могут быть и другими: возможность увидеть сильные и слабые стороны — свои и своей команды. При грамотном выборе тренинговой компании, ожидания и в первом, и во втором (более редком) случаях оправдываются. Основные сомнения заключаются в том, каков процент тех самых -«редких» — сотрудников, которые воспринимают «тимбилдинг» как работу над собой».

TRAININGS: какие форматы тимбилдинга предпочитает ваша компания?

Наталья Лапшина, менеджер по персоналу ЗАО «Маэрск»:

«У нас в компании тим-билдинг проводиться в разных форматах. Так в этом году перед нами стояла задача познакомить сотрудников двух бывших компаний-конкурентов, которым предстоит теперь работать вместе после покупки одной компании другой. Это был выезд в Подмосковье на два дня со всеми атрибутами: ужин у костра; презентациямини тренинг по управлению переменами; соревнования команд в силе, остроумии и креативности; гала-вечер с церемонией награждения победителей, праздничным ужином и танцами. Результаты порадовали: 54% сотрудников одной компании и 42% сотрудников другой компании оценили тим-билдинг на 5 (отлично); оценку 4 (хорошо) поставили, соответственно, 39% и 58%. Но
главнойнаградойбылислова, которыезвучаливкомментариях: positive emotions, team / family spirit, sharing, networking, new contacts, knowledge of colleagues, good rest, ‘human touch’, fun, excellent time, etc.»

Юлия Боброва, Training Manager компании «Данон»:


«В зависимости от стадии развития команды и задач, которые перед ней стоят, мы используем самые разнообразные форматы и методы повышения эффективности совместной работы: это может быть и веревочный курс, и тренинг по ролевой структуре команды, брейнсторминг по постановке целей, воркшоп по оптимизации рабочих процедур и пр. Для реализации такого индивидуализированного подхода к командам в «Данон Россия» была разработана работающая по принципу конструктора методика, которую мы называли во французском стиле «Teambuilding a la carte» (она, кстати, признана «Группой Данон» лучшей практикой в этой сфере на мировом уровне)».

TRAININGS: с какими трудностями приходится сталкиваться при проведении тимбилдинга?

Юлия Боброва, Training Manager компании «Данон»:

«Мы столкнулись с тем, что не всегда легко найти профессионального модератора для решения специфических задач некоторых команд. В достаточно зрелых командах отлично себя показывает практика «тимбилдига своими руками»: когда формируется кросс-функциональная группа, которая готовит и проводит тимбилдиг для своего подразделения».

Наталья Кретова, начальник отдела по работе с персоналом компании «Сибинтек»:

«Тренинговую компанию по тимбилдингу (и не только) мы каждый раз выбираем в процессе тендера. Даже если у нас есть уже положительный опыт работы с провайдером, тендер обязателен. Вполне возможно, что тендер выиграет тот же провайдер, но возможно, что мы получим лучшее предложение. Для меня, как для клиента, очень важно при выборе провайдера соотношение цена/качество, насколько компания готова быть гибкой в обсуждении не только контекста самого тренинга, но и упражнений, процессов, которые будут происходить. Нам всегда приятно, когда провайдер открыт к нашим идеям. К сожалению, на рынке есть тренинговые компании по тимбилдингу, которые не готовы менять формат своего тренинга ни на йоту.
Если тренинг по тимбилдингу проходит на воздухе, на природе, его успех зависит еще от одного фактора, который банален до слёз, но крайне важен – это погода».

TRAININGS: ваше личное мнение о тимбилдинге как о T&D-методе?

Наталья Лапшина, менеджер по персоналу ЗАО «Маэрск»:

«Тим-билдинг – очень деликатный инструмент, который может и навредить, если использовать его формально, без серьезной подготовки. Надо четко определить цель, оценить существующее положение вещей и понять, как достичь поставленных задач. И, конечно, заключительный и, может быть, самый сложный этап – это воплощение. Если испеченные пироги не удались, то можно сколько угодно говорить о том, какими замечательными они должны были быть по рецепту -их все равно нельзя будет есть.

Конечно, тимбилдинг — не панацея. Но это хороший стимулятор, витамин, за приемом которого должна следовать дальнейшая кропотливая каждодневная работа. Тимбилдинг –лишь одно из звеньев системы мотивации, адаптации, управления персоналом, которая должна существовать в компании».

Юлия Боброва, Training Manager компании «Данон»:

«Возьмём, к примеру, самый популярный формат – верёвочные курсы. Если сравнить команду с человеческим организмом, а тренинги — с медициной, то веревочный курс для команды — это примерно как небольшой отпуск у моря для физического состояния человека. Серьезных заболеваний не вылечит, к олимпийским играм не подготовит, но определенная польза все-таки имеется: мозги провертелись, кости размялись, стресс снялся — можно начинать готовиться к новым подвигам.

Раньше мы боролись за то, чтобы при проведении веревочных курсов обязательно делался анализ командной работы, факторов успеха и неуспеха и пр. Мое мнение после нескольких проведенных «веревочных проектов» — это бесполезно. Такое мероприятие — скорее эмоциональное приключение, которое снимает командный стресс, сглаживает мелкие шероховатости (но не серьезные проблемы), дает опыт «совместной радости». Именно в этом его ценность, а вот пытаться сделать на такой основе какие-то серьезные выводы — вряд ли реалистично».