Обучающий юмор: на тренинге шутите с пользой

Николай Костицын Top-Manager

Юмор в тренерской кухне может быть и ингредиентом, и вкусовой добавкой, и самостоятельным блюдом. Рецепты «люмора» (L-humour, от англ. Learning humour) разнообразны и просты. Каждый бизнес-тренер может выбрать рецепт по вкусу, а еще лучше — изобрести свой на основе элементарных компонентов: скрытых противоречий, парадоксов и метафор деятельности обучаемых сотрудников. Своим нешуточным опытом делится Николай Костицын, бизнес-тренер, организационный консультант.

Самое главное в обучении — это те знания и навыки, которые остаются после того, как все забывается. В нашем представлении юмор связан с веселым настроением, которое повышает активность и работоспособность учащихся. Но не станут ли анекдоты и шутки тем самым сухим остатком, заместив собой действительно полезную информацию? Мы предлагаем взглянуть на юмор с другой стороны — с точки зрения прямой пользы, которую можно извлечь из использования юмора в обучении.

Специалист по психологии творчества, автор бестселлера «Элементы практической психологии» Рада Грановская советует во время лекций использовать не менее чем по одному наглядному примеру или анекдоту каждые 15 минут.
Чтобы знания и навыки, освоенные в процессе обучения, были применены на практике, необходимо создать условия для их переноса. Переносу способствует сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности. Для эффективного переноса навыка с тренажера в реальные условия целесообразно использовать менее точные модели реальных условий работы и прекращать тренировку, когда ученики достигнут некоторого минимального качества выполнения работы. Веселые разминки и обсуждение анекдотов при их правильном подборе помогают обучающимся сотрудникам самим провести аналогии с реальной практикой и сделать выводы.

Пример

В тренинге эффективных переговоров при освоении методов «игры на площадке партнера» участники анализируют анекдот про кавказские правила дорожного движения.
Советский турист на вокзале в Тбилиси подзывает такси и думает прокатиться с ветерком. Первый перекресток машина на полном ходу пролетает на красный свет.
Турист в панике:
— Ты что на красный-то едешь?!
— Э, дарагой, тэбя вэзет настаящий джигит!
На втором светофоре та же история.
— Слушай, любезный, я сюда отдыхать приехал, а не подыхать.
— Э, дарагой, тэбя вэзет настаящий джигит!
На третьем светофоре наконец-то зеленый. Турист вздыхает с облегчением, а таксист бьет по тормозам.
— Ну-у?! А теперь-то чего?
— Э, дарагой, по этай улице можэт ехать другой настаящий джигит!

После анекдота целесообразно обсудить особенности логики таксиста и туриста. Мог ли турист, не дожидаясь скрипа тормозов, понять, что будет происходить? Учащиеся вспоминают реальные ситуации из собственной переговорной практики, когда после долгих разногласий им удавалось понять логику партнера.

Решение на тренинге актуальных проблем, например распределение обязанностей, разрешение внутренних конфликтов и т. д., может вызвать нешуточный накал страстей. Тогда на выручку приходит «командная метафоризация проблемы«. Так, на одном из тренингов продаж, где сотрудники категорически не желали заниматься активными продажами, им было предложено по командам нарисовать метафорический портрет успешного продавца. А затем разгадать качества успешности на плакатах других групп. Это позволило выпустить пар и представить наболевшие проблемы в игровой форме, после чего группа раскрепостилась и стала работать более интенсивно.

Слив застоявшихся идей

Если кран после долгого бездействия открыть, то сначала пойдет ржавая, застоявшаяся вода. Чтобы ускорить процесс выплеска негативного отношения к деятельности, а заодно и показать в шутливой форме, что всем нам есть куда расти, используется упражнение «Сделай это неправильно». Оно очень хорошо подходит для высокотехнологичных тренингов — тренингов продаж, коммуникативной компетенции или управления подчиненными. Инструкция напоминает задание из КВН, а проведение больше напоминает капустник, чем обучение профессионалов. Участникам предлагается показать в ролевой сценке как можно больше ошибок продаж, переговоров, руководства и т. п. При подготовке и просмотре слышны взрывы хохота. И неправда, что над одной шуткой дважды не смеются. Такие сценки участники просят не стирать после тренинга и просматривают впоследствии на корпоративных праздниках.

Юмор, помимо прочего, имеет и важное идентификационное значение. Наверное, всем знаком пример, когда кто-то рассказывает анекдот, а остальные не смеются. И причин здесь может быть несколько. Одна — неподходящая ситуация, все настолько напряжены, что не могут расслабиться даже на миг. Однако гораздо чаще наблюдается следующая тенденция — шутящий либо обладает более высоким статусом в группе, либо занимает наблюдательную позицию, а предлагаемая им шутка в какой-то мере оценивает происходящее в группе. Участники могут не принять такое видение ситуации, и шутка оказывается не смешной.

Когда кто-то из участников использует шутку, на самом деле он предлагает другим свое видение ситуации. Остальные участники оценивают, насколько это видение соответствует их представлениям о ситуации. Если они узнают собрата, то выражают это приступами хохота, а не вежливыми смешками. Таким образом, шутки и реакции на них помогают определить социальный статус участников. Шутить себе позволяют, как правило, лидеры: они это делают чаще, и над их шутками смеются все. Иногда большое количество иронии или сарказма проявляется у тех, кого группа не принимает, — выглядит это как шутовство, на которое группа либо не реагирует, либо вовсе пресекает.

Против стереотипов

Обучение взрослых людей всегда сопряжено с преодолением сложившихся стереотипов. Рассказывание анекдотов — это по сути тренировка ломки стереотипов. Как отмечает известный отечественный психофизиолог П.В. Симонов в своей книге «Созидающий мозг», подавляющее количество анекдотов действует по единому механизму: начало анекдота вызывает в сознании предвосхищение событий по традиционному сценарию, а концовка обманывает сформированные ожидания. Резкое противоречие ожидаемого и действительного порождает эмоциональную реакцию. Юмор, по Симонову, нужен человеку для поддержания гибкости мышления, а следовательно, «превентивной вооруженности», то есть готовности к эффективному поведению в новых ситуациях. Эту же цель преследует обучение.

Типы юмора в обучении

По направленности мы выделяем смех над собой и над другими (присутствующими или нет). Смех над отсутствующими может показаться неприличным, но может очень сплачивать участников и снимать ответственность за этот смех.

Смех над кем-то, кто присутствует на тренинге, может быть как вежливым подбадриванием, так и шуточным высказыванием истинного отношения.

По функциям в обучении юмор может быть:

*Активизирующим — повышающим внимание и активность.

*Релаксирующим — способствующим переключению внимания, отдыху.

*Мотивирующим — побуждающим к определенным действиям.

*Нормирующим — выступающим в качестве обратной связи или групповых санкций.

*Иллюстрирующим — использоваться в качестве примеров.

По модальности юмор бывает черным и белым. Черный юмор бывает полезен, когда ситуация в компании действительно плоха и остается только управленческо-гомеопатический принцип «клин клином».

Многие приемы относятся к разным типам. Наиболее эффективные: образно-центростремительные и командно-соревновательные, так как в наибольшей степени затрагивают эмоциональную сферу и побуждают командное творчество, что, в свою очередь, позволяет запомнить результаты творений и обсуждений на более долгий срок. Так возникают корпоративные шутки.

Примеры

*«Иллюстрации» — анекдоты и шутки тренера, используемые в качестве примеров во время лекций и презентаций.

*«Затравки» — анекдоты или шуточные задачи, используемые в качестве повода для дискуссии.

*«Загадки» — тренер зачитывает первую половину анекдота или шуточного высказывания, а участники должны предложить концовку.

*«Командная метафоризация» — командное рисование, изображение или описание символических образов успешного или неуспешного менеджера, компании в настоящем и в будущем, типов клиентов и т. п. с последующим разгадыванием другими командами изображенных символов.

*«Методонейминг», или «Обзови метод» — тренер рассказывает о некоем методе управления, а участники предлагают его образное название.

*«Визитные карточки клиентов» — определяем типы клиентов, образно называем, рисуем символические фотографии, описываем особенности поведения и работы с данным типом клиента (или подчиненного).

«Корпоративный КВН» — формирование команд с последующим выполнением заданий в соревновательном режиме.