Одним из объективных показателей, определяющих попадание компаний в «Рейтинг лучших российских работодателей», проведенный Ассоциацией менеджеров в прошлом году, стала доля HR-бюджета, выделяемая на обучение и развитие сотрудников (отношение суммы средств, выделяемых на обучение и развитие сотрудников соответствующей категории, к величине HR-бюджета компании).
Была определена минимально необходимая доля HR-бюджета, выделяемого на обучение и развитие. Она составила 2% для сотрудников, не имеющих подчиненных, и 4% — для сотрудников-управленцев. Необходимо подчеркнуть, что это минимальные цифры — в ведущих западных компаниях на обучение и развитие сотрудников выделяется 40% всей прибыли. Список лучших работодателей возглавили компании: Mapс, Unilever, Нестле Фуд, McKinsey & Co, GlaxoSmithKline, САН Интербрю, ТНК−ВР Менеджмент, Северсталь−Групп, LOreal, Дойче Банк, ПепсиКо Холдингс, PricewaterhouseCoopers, Бритиш Американ Тобакко Россия, Ашетт−Филипакки Шкулев (ИнтерМедиаГруп), Кока−Кола Эйч−Би−Си Евразия, Brunswick UBS, ИГ «Ренессанс−Капитал», Русский алюминий, Газпром, ГМК «Норильский никель», НК «ЛУКОЙЛ».
Как показало исследование Begin Group, в тренинговые компании сегодня обращаются 72% потребителей кадровых услуг. При этом крупных компаний на рынке тренинговых услуг очень мало — всего 15%. Именно в этом секторе борьба за заказчика максимальна. «Обострение конкуренции вызвано, в частности, появлением большого количества новых компаний, проводящих тренинги, — отмечает Олег Кубатько, руководитель проекта HRM. — Качественно прогрессирует корпоративный сектор. Например, значительно увеличивается количество корпоративных тренингов «под ключ», которые разрабатываются специально для той или иной компании».
Также за прошедший год заметно выросло число компаний, проводящих оценку результатов сотрудничества с провайдерами кадровых услуг. 42% компаний указали, что имеют систему оценки эффективности внешних тренинговых услуг, а 29% компаний имеют такую систему и для оценки внутреннего обучения. При этом выяснилось, что удовлетворенность заказчиков результатами работы тренинговых компаний в прошлом году немного снизилась.
Однако важной тенденцией является то, что даже при неудовлетворенности результатами работы тренинговой компании все заказчики склонны продолжать заказывать услуги по обучению сотрудников, тогда как в прошлом
году почти треть рассматривали возможность отказаться от подобного вида услуг. Таким образом, необходимость проведения обучения признается сегодня все большим количеством компаний-заказчиков. Они готовы менять
провайдера, совершенствовать систему планирования и оценки обучения, но не намерены отказаться от него.
«Сегодня многие работодатели рассматривают обучение как возможность увеличить отдачу от работы сотрудников и как инструмент мотивации и удержания ценных специалистов», — говорит Олег Кубатько. По данным опроса Begin Group, проведенного в ноябре 2005 года, одной из наиболее затратных статей расходов в кадровом бюджете компаний является корпоративное обучение — практически в каждой второй компании на эти цели уходит 20−40% всего HR−бюджета.
Наибольшее количество средств в компаниях, заказывающих корпоративное обучение, обычно идет на обучение менеджеров среднего звена и специалистов. На
обучение менеджеров среднего звена и специалистов выделяют средства большинство ответивших компаний. 79% компаний также организуют обучение топ-менеджеров и молодых сотрудников. Обучение обслуживающих подразделений проводят 17% компаний.
Наибольшее количество средств обычно идет на обучение менеджеров среднего звена и специалистов, практически в каждой второй компании на эти цели уходит 20−40% всего HR-бюджета. На обучение топ-менеджеров в 47% компаний затрачивается 20% HR-бюджета, а 42% компаний тратят на эти цели от 20 до 40%. Обучение молодых сотрудников для компаний несколько менее затратно: 75% фирм затрачивают на эти цели менее 20% от HR-бюджета, столько же тратится и на обучение сотрудников обслуживающих подразделений.
Основная часть средств на обучение (до 80%) идет на оплату внешних тренинговых услуг. На организацию внутреннего обучения затрачивается до 11%. Прочие образовательные услуги занимают до 27% всех средств на обучение. Среди прочих услуг в основном упоминались курсы по совершенствованию английского языка, а также обучение по программе MBA.
Однако отношение HR-менеджеров к выпускникам МВА неоднозначно. С одной стороны, опрос HR-специалистов показал, что большинство (три четверти) опасаются завышенных зарплатных и карьерных ожиданий кандидатов со степенью МВА. С другой стороны, 62% опрошенных компаний, работающих в России, положительно относятся к обучению сотрудников на программах МВА, и 23% компаний оплачивают обучение в бизнес-школах (причем 77% из них оплачивают расходы на обучение полностью). 16% отметили, что наличие степени МВА у кандидата положительно влияет на решение о его приеме на работу.
По данным западной статистики (Corporate Recruiters Survey 2005, GMAC), 29% работодателей не предоставляют никакой финансовой поддержки своим сотрудникам, обучающимся на программах МВА. Это значит, что 71% компаний имеют те или иные программы финансового содействия/компенсаций по затратам на оплату обучения в бизнес-школе.
Как показывают последние данные опроса слушателей программ MBA российских бизнес-школ, проходящих обучение за свой счет, число респондентов, лояльных компании, где они работают на данном этапе, возросло по сравнению с 2004 годом. Сегодня 39% рассматривают возможность смены места работы после получения степени MBA, по сравнению с 50% в 2004 году. Сменить профиль деятельности собираются 26% выпускников. Сходная картина наблюдается и на Западе: по данным зарубежной статистики (Global MBA Graduate Survey), 45% выпускников МВА используют полученную степень для того, чтобы сменить сферу деятельности или должность.
В среднем ожидаемый прирост уровня заработной платы после получения степени MBA составляет до 35−40%. Эти данные также совпадают с тенденциями западного рынка предложений. Следует отметить, что опыт обучения на программах МВА в целом является успешным. В каждой второй компании, которая обучает сотрудников на программах МВА, уже работают выпускники бизнес-школ.
Полбюджета — за золотой резерв
TCF