Нужен ли в России еще один «Гарвард»?

24.01.2006 / MBA в России
Источник: Личные Деньги

Недавно в России громко заявили о создании бизнес-школы мирового уровня, наподобие университета «Гарвард». Правда, тут же некоторые эксперты высказали свое сомнение о необходимости реализации этого проекта. Ведь сейчас в России работает 30 аккредитованных бизнес-школ, а, как известно, качество от количества не зависит.

Российские власти активно развивают Северо-Западный регион России и последовательно превращают «Северную Пальмиру» в интеллектуальную столицу страны. Недавно в Санкт-Петербург было принято решение о переводе Конституционного суда из Москвы в Санкт-Петербург. А на днях полномочный представитель президента РФ в СЗФО Илья Клебанов провел заседание, на котором было решено создать в северной столице бизнес-школу мирового уровня. На этот проект уже выделено 500 млн рублей.

Реализовывать столь смелые планы планируется на базе Санкт-Петербургского государственного университета. Как заявила ректор Санкт-Петербургского государственного университета, академик РАО, профессор Людмила Вербицкая в новой бизнес-школе смогут обучаться примерно 2 тыс. человек по программам бакалавриата, магистратуры, MBA, MBA Executive.

Правда, по мнению многих экспертов, выделяемые государством деньги недостаточны, чтобы новую бизнес-школу можно было равнять на ведущие бизнес-школы планеты. Как отмечает вице-президент Российской ассоциации бизнес-образования (РАБО), ректор ИМИСП Сергей Мордовин, «сегодня вся послевузовская система образования регулируется рынком. Когда государство тратит деньги, причем очень незначительные, на образование бизнесменов — это смотрится, как минимум, странно. Не верю, что на государственные деньги можно создать серьезное учебное заведение и достойно поддерживать его существование».

Получить бизнес-образование в России сегодня можно почти в каждом крупном университете. Российский диплом государственного образца по программе MBA на сегодняшний день имеют право выдавать около 30 бизнес-школ, отобранных Министерством образования РФ.

Как правило, программы, по которым предлагают обучиться российским студентам разработаны совместными усилиями российского ВУЗа и западной бизнес-школы. Нередко обучение ведется только на русском языке и отечественными преподавателями, хотя знание делового английского языка — обязательное требование. По окончании курса выпускник получает дипломы российского и западного образцов. Как правило такой диплом не высоко ценится на Западе, ведь все иностранные бизнес-школы, работающие в России, не входят в десяток лучших.

Существует также ряд школ, которые предлагают адаптированные американские программы MBA, включающие американские кейсы. Преподавание ведется на английском языке, выпускники получают западный диплом.

На Западе главных показателем престижности бизнес-школы является его положение в рейтинге, которые составляются ни один десяток лет. В России такие рейтинги также существуют, однако их довольно много и первые строчки там могут занимать совершенно разные университеты — где-то лучшими признаются школы при старинных, советского образца университетах (например, при МГУ или Академии народного хозяйства), а где-то — новые коммерческие школы 7-14 лет от роду.

Оценить же качество получаемого в таких бизнес-школах образования довольно сложно. В классическом варианте бизнес-школа дает хорошие знания в сфере управления, систематизирует полученный опыт, студент получает возможность завязать новые знакомства. Но самое главное — позволяет получить более высокую зарплату и обеспечить карьерный рост. Большинство абитуриентов в России ориентируются на престижность учебного заведения, на то «чтобы была приличная корочка», больше ни на какие блага не рассчитывая. Связи, конечно, также можно завести, но вот все остальное — не гарантировано.

На Западе бизнес-школы отбирают лучших из лучших абитуриентов, у нас же — берут всех, кто может заплатить за довольно дорогое, по российским меркам, образование. Из-за этого — усредненные программы, расчитанные на средний уровень знаний. В России, в отличие от Запада, в бизнес-школе учиться не трудно, поэтому нередко там обучают «прописным истинам», а доля теоритических знаний довольно высока .

А из-за отсутствия четких критериев оценки бизнес-образования даже работодатели и рекрутеры больше ориентируются на репутацию ВУЗа, а таких на рынке — не больше десятка.

Таким образом создание еще одной бизнес-школы проблемы качественного бизнес-образования не решает. Скорее, российским ВУЗам требуется отрабатывать свои программы, повышать качество образования, нарабатывать опыт и улучшать репутацию. А на это необходимо ни один десяток лет безупречной работы.