Обучение может восприниматься как льгота и как необходимость. Это зависит, прежде всего, от отношения к обучению самого сотрудника. Но все чаще сегодня обучение, краткосрочное и долгосрочное, организованное и оплаченное компанией, становится все более значимым фактором мотивации персонала, хотя только как инструмент мотивации его рассматривать нельзя. Оно должно обязательно приносить пользу бизнесу.
Обучение в компании можно разделить на несколько категорий:
- Профессиональные тренинги
- Управленческие тренинги и программы
- Дистанционное образование
- Тренинги по командообразованию и внутренние конференции
Профессиональные тренинги
Технические тренинги
Технические тренинги обязательны для персонала, работающего со сложным оборудованием, требующим специального допуска к обслуживанию. В компании »ВымпелКом», например, закуплено оборудование серьезных поставщиков, работать с которым можно только после сертификации. Стоимость обучения одного сотрудника может стоить до $5000, причем нередко оно проводится за границей. Такие поездки удовлетворяют естественное техническое любопытство инженеров и их тягу к новинкам, поэтому многие сотрудники компании воспринимают эти тренинги как льготу.
Профессиональное обучение для других категорий персонала
В эту категорию входят:
- Профессиональные тренинги для сейлз-менеджеров
- Профессиональные тренинги для сотрудников call-центра и т.д.
Управленческие тренинги и программы
В эту группу входит полный набор тренингов для менеджеров, потребность в которых выявляется по результатам оценки их деятельности.
Языковые курсы
Такое обучение часто рассматривается и как необходимость, и как льгота. Обычно оно непосредственно связано с работой менеджера (например, в компанию приходит англоговорящий руководитель, и его подчиненного необходимо обучить языку). С другой стороны, наиболее качественное и быстрое обучение можно получить в англоязычных странах, например в Лондоне. Такая поездка уже может считаться льготой: человек несколько недель живет в Лондоне и к тому же получает первоклассные знания – и все это за счет компании.
МВА
Самое главное в отношении бизнес-образования – выработать выгодную как сотруднику, так и компании политику по его оплате. Финансируя обучение на программе МВА, компания делает очень выгодные для себя инвестиции в персонал, приобретает лояльного и квалифицированного сотрудника. Поэтому оплата бизнес-образования, несомненно, является льготой. Но все это в идеале. В действительности сотрудник после получения степени МВА может просто уйти из компании в другую, ничего не потеряв, а работодатель в итоге останется ни с чем. Именно поэтому необходимо разработать очень гибкую и надежную политику оплаты бизнес-образования. Ее возможные варианты:
- Предоставление кредита на обучение по программе МВА
- Частичная оплата обучения (10, 25, 50%)
- Полная оплата обучения и заключение с сотрудником договора, обязывающего его проработать какое-то время в компании
- Оплата обучения по частям через некоторое время после окончания программы при условии, что работник остается в компании
Последний вариант представляется наиболее разумным. В компании »ВымпелКом» практикуется такая схема: если сотрудник хочет получить степень МВА, он оформляет кредит в банке и уезжает учиться в бизнес-школу. Компания, в свою очередь, обязуется возвращать кредит после того, как сотрудник вернется на работу. Если после обучения он отработал один год в компании, то ему оплачивается 50% кредита, если два – то все 100%.
Дистанционное обучение, e-learning
Система электронного обучения, или e-learning, позволяет получать профессиональные навыки и знания, а также увлекательно проводить время. Например, через нее можно научиться работать в Power Point или освоить метод слепой печати в форме игры прямо на рабочем месте. Также система е-learning тесно связана с управленческими тренингами. Например, прежде чем зарегистрироваться на обучение такого рода, сотрудник компании должен пройти все курсы по менеджменту в системе e-learning и получить положительные оценки. В »ВымпелКоме» в региональных представительствах примерно 70% персонала проходят по 5–6 управленческих курсов по 10 уроков каждый.
В 2004 году в компании »ВымпелКом» был создан кодекс этики и чести. Его разработали юристы в Нью-Йорке, и совет директоров обязал компанию ознакомить с ним весь персонал. Это было очень сложно сделать даже в хорошем переводе и упрощении. Поэтому отдел персонала разработал игрушку в е-learning: в ней две пчелы Моби и Билл – постоянные герои корпоративного интранета – в игровой форме рассказывали об основных идеях кодекса. Сотрудники выбирали ответы на вопросы, и в случае неправильного ответа программа направляла их к статье кодекса, в которой можно было найти правильный ответ. Длилась игра всего 10 минут, но все отлично поняли, что компания хотела сказать кодексом. После освоения документа сотрудники должны были расписаться в специальной книге. В регионах всего за месяц после запуска интранет-игры было собрано около 90% подписей.
Систему регистрации е-learning необходимо построить так, чтобы люди учились не в ущерб своему рабочему времени. То есть, например, двум сотрудникам из одного филиала нельзя регистрироваться на один и тот же курс в одно и то же время.
Тренинги по командообразованию и внутренние конференции
Также отчасти к льготам можно отнести курсы по командообразованию и внутренние конференции. Первые часто проходят на природе, что можно рассматривать как своего рода льготу. Вторые, являясь инструментом выработки правильных решений, в то же время способствуют поднятию командного духа.