Недирективные правила

Роман Крецул

Нередко считается, что отношения нельзя измерить, а следовательно, и учитывать при формализации бизнес-процессов. Однако многие успешные компании не только допускают возможность регламентации отношений людей, но и реализуют ее на практике. Своим опытом внедрения кодекса корпоративной этики, содержащего предписания на все случаи жизни, поделилась Светлана Павленко, исполнительный директор, руководитель функционального направления по работе с персоналом ФК «Уралсиб».

— Как корпорация пришла к выводу о необходимости такого документа?

— Кодекс корпоративной этики был разработан на этапе слияния с Автобанком и Промышленно-страховой компанией с учетом тех задач, которые ставили перед нами текущие условия. В это время проводились обучающие семинары для сотрудников интегрируемых компаний, на которых проговаривались и отрабатывались все возможные конфликтные ситуации. Когда стоит необходимость объединить несколько разных коллективов, руководство не может позволить себе полагаться на случай: предусмотрено должно быть все, в том числе и потенциальные конфликты.

— Много ли было случаев, когда кодекс смог их предотвратить или разрешить?

— Я не могу вспомнить, чтобы за последние два года кому-либо приходилось обращаться к этому документу: несмотря на то, что он обладает силой нормативного акта, действующего в рамках всей корпорации, его роль в большей степени превентивная — каждый сотрудник знает, как надо будет поступить в том или ином случае.

На практике же все конфликты удавалось решать на уровне отделов силами непосредственных руководителей и HR-специалистов.

— Иногда сотрудники подписывают те или иные документы, не читая. Как избежать этого при внедрении кодекса?

— Вы не можете посадить взрослого человека в запертом помещении и требовать, чтобы он прочитал «от корки до корки» тот или иной текст. Поэтому лучше донести до сотрудников некоторые ключевые принципы, а сам документ сделать максимально доступным по Интернету.

— Какие пункты вызывают больше всего вопросов или наибольший интерес?

— Этот свод правил отчасти для того и был разработан, чтобы вопросов у сотрудников возникало как можно меньше.

Но жизнь богаче наших представлений о ней, и новые сотрудники, бывает, обращаются к специалистам для более подробного разъяснения того или иного правила. Чаще всего их интересуют отношения с непосредственным руководителем: во всех компаниях это один из самых острых вопросов. В кодексе также определены самые разные аспекты отношений между сотрудниками и партнерами корпорации вплоть до таких, как подарки, получаемые от клиентов. Например, там четко написано, что стоимость подарков не может превышать $200. Однако в жизни встречаются случаи, когда отказ от подарка может негативно сказаться на отношениях с клиентами или повредить нашей репутации. Поэтому в особых случаях такие решения согласовываются со службой внутреннего контроля. Разъяснением этих нюансов занимаются специалисты отдела по корпоративной культуре, в ведении которого этот документ и находится.

— Действительно ли кодекс может изменить работу компании?

— Вне зависимости от того, есть ли в компании свод правил или нет, основные проблемы все равно остаются. Наивно полагать, что принятие нормативного документа станет панацеей — нет, у него несколько другое предназначение. Кодекс корпоративной этики — своего рода залог сохранения у сотрудников чувства стабильности. Если каждый знает, что делать и к кому обратиться в тех или иных случаях, исключается сама возможность того, что он останется один на один со своей проблемой. Все это создает ощущение справедливости и уверенности в завтрашнем дне. Ведь документ, по сути, отвечает на вопрос, который, к счастью, встает редко, но при этом очень важен: куда податься в тупиковой ситуации?

— Как внедрение кодекса отразилось на бизнес-показателях?

— Результат такого нововведения было бы достаточно затруднительно подсчитать в денежном эквиваленте, но определенные признаки успеха есть: до сих пор не было случая выяснения отношений с сотрудниками в судебном порядке, нет ни одного иска от клиентов. Само сократившееся число сотрудников, обращающихся со своими проблемами к специалистам, также говорит об успешности этого нововведения.

— А как сделать, чтобы этот документ обладал реальной силой?

— В первую очередь надо честно ответить себе, чего конкретно вы ждете от этого документа. Его цели — это корпоративные ценности, помноженные на задачи бизнеса. После этого проводится серия интервью с руководителями, и на основе их пожеланий специалисты, возможно, с участием внешних консультантов разрабатывают рабочий вариант, который отдается сотрудникам для обсуждения. Это особенно важный элемент процедуры: рядовые сотрудники не должны чувствовать, что правила спускаются к ним сверху в директивном порядке. Они должны вносить свои предложения.

— Можно ли говорить о том, что кодекс наследует корпоративную культуру какой-либо одной компании, вошедшей в состав финансовой корпорации?

— Для максимально эффективной интеграции должен работать следующий принцип: при каждом слиянии или поглощении от других компаний нужно оставлять лучшее. Так, от Автобанка наша корпоративная культура унаследовала предельную четкость и структурированность бизнес-процессов, от Промышленно-страховой компании — атмосферу товарищества и командный дух, от банка «Уралсиб»- регламентирование и стандартизацию всех элементов корпоративной культуры вплоть до дресс-кода, принятого сейчас во всех подразделениях корпорации. Но при разработке кодекса учитывались мнения всех сотрудников интегрируемых компаний, поэтому я бы не стала говорить, что опыт одной из компаний являлся определяющим.

Как понять, что сотрудник недоволен работой и готов уволиться?

Об основных признаках, которые указывают на то, что сотрудник недоволен работой и в скором времени может уволиться...

Что сделать для повышения производительности труда офисных сотрудников?

Управление персоналом в реалиях современной жизни складывается из огромного количества составляющих, каждая из которых важна и требует внимательного рассмотрения. Одним из значительных моментов является...

Государство вплотную занялось подготовкой кадров для управляющих компаний в сфере ЖКХ

На сегодняшний день услуги управляющих компаний повсеместно применяются на территории России, в связи с чем востребованы специалисты соответствующих специальностей, обладающие необходимыми знаниями для грамотного...

Как повысить эффективность работы сотрудников?

На современном этапе организация деятельности любой компании предусматривает учет огромного количества моментов, особенно тех, что связаны с управлением персоналом. В этой сфере не существует...

Недирективные правила

Обновлен Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году, выпускающих самых востребованных специалистов

Рейтинг лучших российских вузов в 2023 году  по 12 профессиональным сферам. В Рейтинг вошли 11 вузов Свердловской области.