Насколько региональным компаниям интересен столичный рынок тренинговых программ?

Екатерина Минтусова Источник: Элитный персонал

Как обстоят дела на региональном T&D-рынке? Насколько современным региональным компаниям интересен столичный рынок тренинговых программ? Какие цели преследуют компании, обращаясь к московским провайдерам обучения? Какие недостатки столичных тренеров отмечают региональные заказчики? На эти темы рассуждают представители крупнейших московских тренинговых компаний.

Андрей Громов, коммерческий директор компании MTI:
Как правило, спрос на корпоративные тренинги столичных компаний есть у крупных региональных организаций, имеющих в Москве представительства. Они обращаются к нам практически так же часто, как и московские фирмы.

Отмечу, что интерес к столичному рынку среди региональных компаний в целом достаточно высок. Однако преимущественно он ограничивается открытыми тренингами, тогда как проведение корпоративных программ силами московских компаний-провайдеров — пока явление редкое. В то же время сейчас явно растет внимание к предлагаемым в Москве открытым форматам со стороны региональных тренинговых фирм.

Довольно низкий интерес региональных предприятий к корпоративным занятиям связан, в первую очередь, с более высокой ценой тренинг-дня московских центров по сравнению с региональными обучающими организациями. В перспективе, при сохранении стабильной экономической и политической ситуации в стране, можно ожидать устойчивого роста запросов регионов в московские тренинговые компании для постановки внутрикорпоративной системы обучения.

Федор Коноров, тренер–консультант компании ARS VITAE:
Могу сказать, что столичный рынок регионам интересен. Причин несколько: во-первых, для крупных региональных компаний пригласить к себе преподавателя из Москвы или заказать здесь обучающую программу – это вопрос престижа. Во-вторых, возможность широкого выбора провайдеров и услуг. Согласитесь: решив заняться обучением персонала и обратившись к московскому рынку предложений, региональная организация гарантировано получит шанс выбирать и подберет наиболее подходящую программу.

Говорить о содержательной составляющей тренингов «московских» и «региональных» вряд ли стоит – и в столице, и за ее пределами клиент рискует нарваться на некачественный продукт. Однако не исключено, что у московских тренеров более широкий опыт, ведь он подкрепляется новыми знаниями, которые преподаватели получают на постоянных профессиональных встречах и тусовках.

В то же время не стоит забывать, что Москва не меньше заинтересована в регионах, чем те в ней. Многие столичные тренерские компании видят в региональных заказчиках перспективу своего развития, особенно если речь идет о долгосрочных проектах.

Евгений Салюков, руководитель департамента по работе с клиентами компании Human Factors:
Регионы все чаще обращаются к столичным провайдерам, прежде всего, потому что уровень сервиса их местных тренинговых и консалтинговых компаний недостаточно высок по сравнению с московскими. Распределение региональных заказов нашей компании в прошлом году было следующим:

1.56% региональных заказов поступило от организаций, входящих в холдинговые структуры с управляющей компанией в Москве;
2.24% — от представительств иностранных фирм, в задачи которых входит обучение дилерских организаций;
3.14% — от крупных промышленных предприятий, центральные офисы которых располагаются вне столицы;
4.6% — от локальных региональных структур.

Последние приглашают к себе московских тренеров не столь часто, поскольку потребительский уровень в регионах существенно ниже. То, что в Москве считается средним ценовым диапазоном, для региональных компаний является «запредельным». Более того, их расходы превышают затраты столичных организаций: к стоимости услуг прибавляется сумма накладных расходов (переезд, питание, проживание), которые чаще всего оплачивает заказчик. Поэтому наиболее адекватным решением в сложившейся ситуации мы считаем стратегию открытия региональных офисов столичными тренинговыми организациями. Они смогут обслуживать клиентов на местах, при этом поддерживая технологии и стандарты качества московской компании.

Гули Базарова, директор учебного центра «Центр Кадровых Технологий»:
По сравнению с тем, что было два года назад, ситуация на рынке тренинговых услуг очень сильно изменилась. Сейчас региональные компании все чаще обращаются к московским центрам с предложениями о сотрудничестве. В 2001 году меня пригласили в Саранск провести тренинг по теме «Навыки формирования команды». Первые полчаса пришлось выслушивать от участников об их отношении к московским тренерам. Основная претензия заключалась в том, что «заезжие москвичи прибывают только для того, чтобы «срубить» деньги, а интереса и желания проводить занятия у них нет». Во многом такая точка зрения была оправдана и понятна: действительно, не все провайдеры владели необходимыми фундаментальными социально-психологическими, психологическими и педагогическими знаниями и опытом.

В последнее время к нам стали активно обращаться заказчики из таких городов, как Самара, Новосибирск, Екатеринбург, Киров, Киев, Алма-Ата и Астана. И я уверена – наш тренинговый центр не исключение. Московские компании стараются возвратить доверие к себе в регионах. Одновременно с этим руководство организаций все больше внимания начинает уделять процессу обучения и развития персонала, а у московских тренинговых компаний опыта создания корпоративных университетов и обучения несколько больше. Уже в ближайшем будущем контакты с регионами станут еще теснее. Особенно перспективными я считаю запросы на обучение бизнес-тренеров, которые потом с учетом специфики региона смогут проводить занятия самостоятельно.