Эволюция event-менеджмента: подвид — менеджер по корпоративным мероприятиям в крупных российских компаниях

Екатерина Кумирова Источник: Eventmarket

В последнее время во многих крупных компаниях появилась штатная единица — Менеджер по корпоративным мероприятиям. Зачастую это связано с тем, что руководство компании не хочет работать с внешними субподрядчиками, так как полагает, что они не смогут проникнуться духом компании, понять и учесть ее традиции и корпоративные особенности.

Стандартное описание данной позиции выглядит следующим образом: Менеджер по корпоративным мероприятиям отвечает за разработку, организацию и проведение корпоративных мероприятий (дни рождения компании, тимбилдинг и др.) и специальных поездок. Помимо этого в его обязанности входят отслеживание современных тенденций в области event-менеджмента и мониторинг проходящих специальных мероприятий (выставки, семинары, конференции). Уровень заработной платы — от $800 до $1 500, в западных компаниях зарплата может доходить до $3 000.

Иногда к этим обязанностям добавляют ещё повышение лояльности персонала, создание и управление корпоративной культурой и позиция превращается в Менеджера по корпоративной культуре. Появление такой позиции свидетельствует о повышенном интересе руководства компании к корпоративной культуре, признание её инструментом конкурентной борьбы. В таких фирмах бюджет на корпоративные мероприятия составляет примерно 1% от годового оборота.

В некоторые компаниях организация и проведение корпоративных мероприятий входят в обязанности HR-менеджеров, что порой создает ряд проблем, связанных с недостаточной компетентностью этих специалистов в вопросах event-индустрии.

Любые мероприятия должны быть направлены на повышение эффективности бизнеса компании. Поэтому при выборе формата корпоративного праздника важно понять, какую именно цель преследует руководство и какие задачи хочет решить: отметить традиционные праздники (Новый Год, 8 марта, 23 февраля, День рождения компании) и повысить лояльность сотрудников к компании, сформировать корпоративные ценности, командообразование и т.д.

Роман Костров (Креативный директор Рекламно-брендинговой компании «Radvert.ru» (г. Санкт-Петербург))

При всей видимой простоте и ясности, на деле все происходит не так радужно и весело. В чем же заключаются те подводные камни, о которые разбиваются «Титаники» организации корпоративных мероприятий?

Во-первых, сама профессиональная подготовка специалистов. На сегодня четких критериев оценки профессиональных знаний и навыков event-менеджера нет. Следовательно, выбор «подходящего» кандидата происходит на интуитивном уровне. Что происходит дальше рассказывать, наверное, не надо, так как все и так, наверняка, имели опыт работы с нерадивыми менеджерами по организации корпоративных мероприятий. Более того, их работа заключается в выполнении заказов внутренних служб компании, которые в свою очередь и сами толком не могут сформулировать цель мероприятия. В итоге получаем организацию праздника ради праздника. Напились, проспались и на работу. А командное строительство как-то не получилось…

Во-вторых, достаточно низкий уровень общего маркетинга в большинстве компаний. Специалисты в этой области пока с трудом справляются с работой, связанной с внешним миром (реклама, продажи, продвижение), а тут еще надо со своими сотрудниками что-то делать. Если стороннего потребителя они могут считать «идиотом» и вести себя с ним соответственно, то своих коллег как-то неловко считать умственно отсталыми, а значит надо делать, что-то достойное, а креатива не хватает. И может его и хватает, но сама мысль, что тот, для кого делается акция, умеет думать, ставит мозг в полный ступор.

И, наконец, недостаточная конкуренция на рынке услуг по организации мероприятий позволяет игрокам этого рынка вести себя так, как им захочется.

Сергей Волчук, (Руководитель «Paralell Art & Marketing company» (г. Санкт-Петербург))

Откуда берутся менеджеры по корпоративным мероприятиям? Они или вырастают из внутренних резервов (HR-переростки, местные любители самодеятельности) или «варягами» приходят (бывшие сотрудники event-агентств). Иногда сами агентства вовремя проводят работу и устраивают своего кандидата в крупную компанию.

Бывают, что берут просто оторванного от темы человека, но которому доверяют (это важное слово). Это не совсем правильно, так как в любом случае этот специалист не выполняет своих двух главных функций – стратегической проработки задач и оперативного планирования мероприятий с контролем над действиями подрядчиков. Идеальный вариант, на мой взгляд, — это в базе своего образования и опыта — специалист по HR, но получивший хорошую дополнительную базу в маркетинге, имевший опыт работы организатора в event-агентствах и перешедший на сторону заказчика не для того чтобы получать «откаты» просто за допуск «к телу», а из любви к искусству, гарантированной занятости и твёрдому окладу.

Могут ли они составить конкуренцию event-менеджерам из агентств? В творческом плане и в качестве организации (если взять среднее значение) — нет, на практике (по количеству случаев) – да.

Почему вообще в штат вводят сотрудника с окладом, а не заказывают время от времени мероприятия в агентстве? См. выше, плюс иногда эта статья расходов в компании просто прикрывает «выход» денег, тогда вообще никакие критерии качества мероприятий не важны, а важен свой человек на нужном «канале».

Можно ли вообще организовать мероприятие усилиями менеджера компании, без привлечения менеджера из event-агентств? Можно, иногда даже неплохо получается.