Исследуем рынок краткосрочного образования под мАРКОй Ассоциации

Галина Козорезова TCF

Выработка экспертных рекомендаций и стандартов качества на рынке образовательных услуг краткосрочного образования, проведение исследований в этой сфере и, наконец, составление рейтингов — вот список традиционно актуальных для рынка бизнес-образования тем. Кто должен всем этим заниматься? В уходящем году эту ношу на себя «взвалила» Александра Тимошенкова, президент Ассоциации профессиональных участников рынка краткосрочного бизнес-образования (АРКО).

CF: Кто автор идеи создания АРКО?

А.Т.: Это коллективная идея — моя и моих сотрудников. Я возглавляю консалтинговую компанию «РК Бизнес Групп». Моя фирма в свое время стала потребителем на рынке образовательных продуктов: мы ходили, например, на тренинги по продажам. Но время шло, а реальных результатов не было. Качество предлагаемых программ не устраивало.

И мы решили создать некоммерческую организацию, которая бы проводила тестирование программ, взаимодействовала с органами государственной власти на предмет регулирования данного рынка и так далее. Но перед тем как организовать АРКО, мы создали компанию «Тренинг-Сити». Привлекли в нее известных тренеров и ездили с этим проектом по России — проводили тренинги и семинары, одновременно изучали региональный рынок. Поэтому можно смело сказать: Ассоциация возникла не на пустом месте.

CF: Хоть АРКО и некоммерческая организация, но она существует на чьи-то деньги…

А.Т.: Пока на мои. Да, я — сумасшедший человек. (Смеется.)

CF: А в дальнейшем?

А.Т.: Источником финансирования станут проводимые Ассоциацией мероприятия. Кроме того, планируется продажа различных исследований, которые в настоящее время мы предоставляем заинтересованным лицам бесплатно.

CF: А если поконкретнее?

А.Т.: Изначально мы разрабатывали систему составления рейтингов. Но вскоре стало ясно, что такую объективную систему создать трудно: нет четких критериев. Поэтому мы на сегодняшний момент будем составлять не рейтинги, а «рэнкинги». В исследовании будет значиться не «Лучшая тренинговая компания», а — «Наиболее эффективный тренинг по продажам» и так далее. В ближайшие два года мы возьмемся за составление рэнкингов штатных тренеров, фрилэнсеров и тренинговых компаний в целом, а также программ MBA и различных институтов по повышению квалификации. В общем, в поле нашего зрения попадет все, что так или иначе относится к бизнес-образованию.

CF: Расскажите об участниках прошедшей в начале декабря конференции: кого приглашали, кто, быть может, произвел особое впечатление?

А.Т.: Мы хотели увидеть среди участников тех людей, чьи имена более-менее известны на рынке бизнес-образования. А особое впечатление на меня произвела Елена Журавлева, проректор Кубанского государственного университета по дополнительному профессиональному образованию. Она выступила с докладом о разработанном при ее поддержке учебнике для средней школы — «Основы предпринимательской деятельности». Да, это не бизнес-образование в чистом виде и тем не менее… А еще меня заинтересовал доклад Андрея Шобанова, заместителя начальника учебного отдела Института экономики и финансов (Московский государственный университет путей сообщения): он рассказывал о том, что в настоящее время корпорации все больше интересуются индивидуальными программами MBA. Огромный плюс в том, что этот вуз будет по заказу разрабатывать программу, ориентированную на конкретный бизнес. Да, это будет несколько дороже, чем традиционный курс MBA, зато, как говорится, «индивидуальный пошив».

CF: Какими впечатлениями поделились участники конференции?

А.Т.: Вкратце: всем очень понравилось. Что приятно, говорили «спасибо» за саму идею Ассоциации. И что еще приятнее — многие дали согласие на вступление в состав членов АРКО.

CF: Отсюда вопрос: каково число участников Ассоциации на данный момент?

А.Т.: Не скрою, пока нас мало — всего 8 членов. Но о своем существовании мы заявили лишь месяц назад. И активное привлечение в ряды Ассоциации начинается только сейчас.

CF: Какие компании намерены вступить в ряды вашей организации?

А.Т.: В первую очередь, тренинговые компании, затем образовательные учреждения, предлагающие программы MBA, а также фирмы, которые в своей структуре имеют центр корпоративного обучения.

CF: Насколько я понимаю, членство не бесплатное. Суммы членских взносов афишируются?

А.Т.: Конечно, это открытая информация. Мы создали три пакета: два персональных — «Серебряный» и «Золотой» и один корпоративный, он так и называется. Каждый из этих пакетов предоставляет определенные преимущества. В любом случае член Ассоциации, помимо налаживания новых контактов в профессиональной сфере, участия в различных мероприятиях деловой направленности и получения оперативной информации, имеет уникальную возможность — внести свой существенный вклад в развитие бизнес-образования. Разумеется, что членство в организации платное, согласно нашему законодательству, и является одним из источников финансирования деятельности Ассоциации.

Самый доступный пакет — это персональный «Серебряный» (290 у.е. в год), далее — «Золотой» (550 у.е. в год), который в отличие от первого предоставляет большее количество преимуществ: в основном это существенные льготы и скидки при участии в деловых мероприятиях и более активное участие в работе АРКО. По сути, разрабатывая какие-то инновационные подходы, методы, системы в бизнес-образовании, каждый из членов Ассоциации в некоторой степени удовлетворяет и собственные интересы. Самый дорогой пакет — «Корпоративный», который предоставляет право участия в Ассоциации сотрудникам организации. Его преимущества — в бесплатном доступе к архивам исследований, дисконтное посещение организуемых АРКО мероприятий и так далее.

CF: Традиционное мероприятие для любой профильной ассоциации — тематические круглые столы. Вы планируете их проводить?

А.Т.: Разумеется. За первым круглым столом мы собрали гостей для обсуждения темы «Реклама тренингов: СПАМ или честная игра?». А в первом квартале 2006 года попробуем провести дискуссию по вопросам сертификации бизнес-тренеров, защите авторских прав на учебные программы и прочее.

CF: Соберете ли должное количество участников?

А.Т.: Посмотрим. Действительно, собрать интересных докладчиков (да и просто участников) не так-то просто. Я рассчитывала на то, что большую часть посетителей нашей конференции будут составлять тренинговые компании. А в итоге пришла всего… одна. В ответ на приглашение некоторые отвечали: «Мы пока не знаем, стоит ли к вам ехать». Другие прямо заявляли, что не готовы платить за участие в мероприятии.

CF: Получается, многих потенциальных посетителей останавливала цена?

А.Т.: Скорее боязнь очной конкуренции с коллегами по рынку. Иногда мне прямо говорили: «Не хочу лицом к лицу сталкиваться с конкурентом». Разумеется, доводилось разговаривать и с теми, кто идею этого мероприятия воспринял крайне скептически: «Мол, некая Ассоциация хочет просто заработать». Приходилось повторять, что АРКО — это некоммерческая организация, а деньги я зарабатываю совсем в другой фирме.

CF: Какие мероприятия, кроме круглых столов, будут проводиться в рамках работы АРКО?

А.Т.: Раз в два месяца будут проходить заседания комитетов, каждый их которых занимается определенной группой вопросов. На данный момент в составе АРКО действует семь комитетов: по образовательным проектам, по СМИ и информационной политике, по отношениям с органами государственной власти, по международным отношениям, по разработке системы стандартов деятельности, по развитию рынка МВА-образования, по подготовке кадров для рынка краткосрочного образования. Каждый комитет занимается решением определенных задач. Ежемесячно будем организовывать тематические встречи с известными персонами в сфере бизнес-образования. Эти «вечера» по формату не станут дублировать круглые столы — и, что самое главное, мы нацелены на региональное сотрудничество. Это первостепенная задача и, прежде всего, по причине неразвитости российских регионов в области бизнес-образования. Среди задач для решения данного вопроса на сегодняшний день мы выделяем: налаживание системы информационного обмена в области новых обучающих программ, повышение квалификации региональных бизнес?тренеров, проведение выездных мероприятий, возможно, мастер-классов с привлечением ведущих столичных тренеров.

CF: Проведение мероприятий?

А.Т.: Да. Уже поступило предложение провести круглый стол в Сочи. Вероятно, в мае-июне нам удастся осуществить этот замысел.

CF: Уже и с тематикой определились?

А.Т.: Да, есть больная тема — в регионе практически нет тренинговых компаний. А те, что есть, готовы обучать лишь по двум-трем стандартным программам. В ответ на клиентские просьбы о новых образовательных продуктах они лишь разводят руками. Конечно, можно пригласить столичного бизнес-тренера, но тут возникает другая проблема, а именно: это слишком дорого для местных компаний.

CF: И в заключение… Расскажите о том, какова роль компаний, вступивших в Ассоциацию?

А.Т.: Прежде всего, работа в комитетах. Благо вопросов на нашем рынке хватает: от культуры предоставления тренинговых услуг до стандарта качества образовательных программ.